Пораженные токсином клетки в культурах HeLa гибнут через 7 ч вследствие резкого торможения или прекращения синтеза белков (Lennox, Kaplan, 1957; Collier, 1967). Для получения дифтерийного токсина используется эталонный штамм культуры PW-8, отличающийся сильным токсинообразованием, полученный в 1896 году Park и Williams. Этот штамм относится к варианту intermedins.
С целью определения токсигенности. вирулентности дифтерийных культур пользуются реакцией преципитации в геле. Сила дифтерийного токсина определяется минимальной смертельной дозой (Dim), равной приблизительно 0,00025—0,0001 мл (0,06 мкг) для морской свинки массой 250 г.
Токсин очень неустойчив, разрушается при температуре 60° и ослабляется от действия света, кислорода, воздуха и др. Под воздействием формалина в течение месяца при температуре 40° токсин переходит в анатоксин, теряя токсические, но сохраняя антигенные свойства. Последний применяется для иммунизации.
Помимо токсина, факторами вирулентности коринебактерий являются поверхностные белки (К-антиген) и липиды оболочки коринебактерий (Barksdale et al., 1960; Kato, 1971, и др.), некротический соматический фактор (Boncine, Petrovici, 1965), «дифтин» (Schifi, 1964), а-глутаровая кислота (Wunderlich, Jona, 1966), некротический фактор и гемолизин (Niggemayer, 1955).
По мнению В. Г. Петровской (1968), в понятие патогенности и вирулентности, помимо токсигенности (способности вмешиваться в процессы метаболизма, ведущей к нарушению гомеостаза), входят инфективность микроба, то есть способность преодолевать естественные барьеры и передаваться от одного организма другому, а также инвазионность — способность преодолевать защитные механизмы макроорганизма и размножаться в нем. Серологические варианты и антигенная структура.
«Руководство по воздушно-капельным инфекциям», И.К.Мусабаев