Исследование черепно-мозговой иннервации у новорожденных (n. olfactorius- n. facialis)

Исследование черепно-мозговой иннервации у новорожденных детей проводят следующим образом:

I пара (n. olfactorius) — вещество с резким запахом вызывает сморщивание лица, двигательное беспокойство.

II, III, IV, VI пары (nn. opticus, oculomotorius, trochlears, abducens) — новорожденный поворачивает глаза к яркому источнику света. Проверяют величину и форму зрачков, реакцию зрачков на свет. Движения глазных яблок в первые дни после рождения нередко осуществляются независимо друг от друга. Однако могут быть и сочетанные движения в одну сторону, чаще всего к средней линии, поэтому периодически можно наблюдать сходящееся косоглазие. В этот период может отмечаться симптом заходящего солнца. Однако если он выражен после 4 недель и сочетается с другими неврологическими синдромами, то это указывает на поражение ЦНС.

V пара (n. trigeminus) — при поражении первой ветви тройничного нерва нарушается чувствительность в зоне ее иннервации и выпадают корнеальный и конъюнктивальный рефлексы. Поражение второй ветви приводит к угнетению рефлекса чихания в ответ на раздражение слизистой оболочки нижней части носа. При поражении двигательных волокон тройничного нерва или их ядра в средней части варолиевого моста не отмечается достаточного напряжения жевательных мышц на стороне поражения, в связи с чем рот у новорожденного открыт, челюсть отвисает.

VII пара (n. facialis) —о функциях лицевого нерва судят по симметричности носогубных складок и мимической мускулатуре в состоянии покоя и при крике, плотности смыкания век, сжатию губ при сосании. Функция верхней ветви лицевого нерва может быть определена при взгляде вверх и образовании морщин на лбу. О функции второй ветви можно судить при наблюдении за смыканием глаз и шириной глазных щелей. Наблюдая за сосанием и. криком, можно судить о функции третьей ветви лицевого нерва. У новорожденных детей чаще наблюдаются периферические параличи или парезы лицевого нерва. Центральные же парезы и параличи, как правило, сочетаются с гемиплегией противоположной стороны или аномалией развития.

«Справочник по педиатрии», А.К.Устинович