Экспериментальные и экспериментально-клинические наблюдения советских авторов в последние годы дают материалы к признанию важной роли нарушений в сфере высшей нервной деятельности в патогенезе и клинике ревматизма (значение рефлекторных воздействий на центральную нервную систему с участков очаговой, например, тонзиллярной, инфекции; воздействие токсинов с интерорецепторов сосудистых бассейнов; возможное непосредственное токсическое воздействие на клеточные структуры коры и подкорки).
Происхождение и структура ряда симптомов ревматизма также указывают на значение неврогенного фактора в патогенезе и клинике этого заболевания (диссоциация температурной реакции и воспалительных явлений в суставах у ряда больных, симметричность поражения суставов, подвижность симптомов, проявления нарушений вегетативной регуляции — потливость, амиотрофия, сосудистые асимметрии и нарушения реактивности периферических артерий и капилляров и др.).
Выявление роли неврогенного фактора в патогенезе и клинике ревматизма подсказывает потребность в учете его в индивидуальном диагнозе и лечении больных ревматизмом.
Поражение суставов при ревматизме имеет аллергическую природу и характеризуется типичными признаками серозного острого или подострого синовита. В отдельных, наиболее легких случаях речь идет о ревматических артралгиях.
Важной характерной особенностью ревматического синовита является доброкачественность его течения: через некоторый срок экссудат рассасывается, как правило, без остаточных морфологических изменений в суставах, даже если наблюдаются рецидивы со стороны одних и тех же суставов.
Иногда остаются периодически обостряющиеся боли, небольшой хруст, утомляемость пораженных суставов, а главное — их готовность к новым вспышкам синовита; гораздо реже наблюдаются случаи хронического ревматического полиартрита с остаточными фиброзными изменениями в суставах.
«Справочник практического врача», П.И. Егоров