Методика инсуффляционного способа фторотанового наркоза

Методика инсуффляционного способа фторотанового наркоза при бронхографии у детей заключается в том, что по достижении стадии наркоза IIIi масочным способом дальнейшее поддержание анестезии достигается путем подачи наркотической смеси по катетеру, проведенному через нижний носовой ход или рот в ротоглотку и соединенному с адаптером аппарата для ингаляционного наркоза. Таким образом, у входа в гортань постоянно образуется наркотическое «облако». Через противоположный нижний носовой ход вводят управляемый катетер для контрастирования бронхов.

Для обеспечения беспрепятственного спонтанного дыхания в рот вставляют воздуховод. Возможно дополнительное опрыскивание голосовых связок и слизистой трахеобронхиального дерева местным анестетиком (Р. Б. Франтов, 1965).

При бронхографии через бронхоскоп вводный наркоз проводят либо ингаляционным, либо внутривенным способом.

По достижении стадии IIIi внутривенно или у детей раннего возраста — внутримышечно с лидазой вводят релаксант деполяризующего типа действия, после чего легкие больного вентилируют через маску кислородом в течение 30—60 с. Далее тубус бронхоскопа с помощью прямой ларингоскопии проводят в трахею и бронхи, избыток секреции аспирируют катетером, вентиляцию легких осуществляют через бронхоскоп.

После гипервентиляции кислородом на фоне апноэ через катетер, установленный в тубусе бронхоскопа и подведенный к бронху, заполняют контрастным веществом необходимую часть бронхиального дерева и производят снимки.

При использовании данной методики представляет опасность (из-за травмы бронха) перемещение больного в боковое положение для рентгенографии.

Согласно технике обезболивания, описанной Macintosh и Mashin (1963), голосовые связки, трахею и бронхи опрыскивают через бронхоскоп местным анестетиком. Контрастное вещество вводят катетером после восстановления спонтанного дыхания. Наркоз поддерживают смесью закиси азота с кислородом и фторотана (1,5—2 об. %).

В настоящее время большинство авторов выполняют бронхографию под интубационным комбинированным наркозом. Методика наркоза напоминает предыдущую. Отличие состоит в том, что после введения релаксанта интубацию трахеи осуществляют трубкой, диаметр которой соответствует возрасту ребенка.

Гипервентиляцию легких кислородом проводят через интубационную трубку, после чего катетер для контрастирования бронхов вводят под контролем экрана в нужный бронх. Бронхографию выполняют на фоне апноэ. Эластичная интубационная трубка позволяет перемещать больного в различные проекции. Если после односторонней бронхографии состояние больного ухудшилось, необходимо подумать об отмене процедуры для второго легкого.

Если же после рентгенографии, аспирации контрастного вещества электровакуумным отсосом и повторной гипервентиляции легких кислородом состояние ребенка не внушает опасений, катетер переводят в бронхи противоположного легкого. При восстановлении к этому моменту самостоятельного дыхания вновь добавляют релаксант, но уже в дозе, наполовину меньшей начальной. Концентрацию анестетика во вдыхаемой смеси регулируют по соответствующим клиническим признакам.

Придерживаясь этой общей схемы обезболивания в бронхографии, многие исследователи вносят некоторые изменения в технику наркоза. Von Doesel (1963) предложил для индукции ректальное введение тиопентала.

«Детская торакальная хирургия», В.И.Стручков