Приемы исследования внешнего дыхания

Методические приемы исследования внешнего дыхания у детей несколько отличаются от методов исследования у взрослых. Основные правила для получения объективных данных заключаются в установлении контакта исследователя с ребенком, обучении его выполнению несложных приемов, а при необходимости отвлечение внимания ребенка от процедуры исследования.

Среди нескольких методик получения того или иного показателя следует отдавать предпочтение наименее травмирующему и наиболее приближающемуся к физиологическим условиям дыхания. В то же время опыт показывает, что соответствующая подготовка позволяет при необходимости проводить у больных детей школьного возраста почти все те же исследования, какие проводятся взрослым.

В настоящее время клиническая физиология дыхания располагает большим количеством методов, позволяющих получить обширную информацию о функции внешнего дыхания исследуемого. При полном исследовании дыхания в отделениях функциональной диагностики научно-исследовательских институтов и детских клиник можно получить 40—50 цифровых показателей.

Не все они имеют равноценное диагностическое значение, многие повторяют друг друга. Каждое исследование функции внешнего дыхания должно быть целенаправленным и определяться конкретными клиническими задачами, которые зависят от предполагаемого диагноза и плана лечения больного.

План исследования функции внешнего дыхания будет различным в зависимости от того, направляется ли ребенок с целью установления первичного диагноза заболевания, или с целью решения вопроса о функциональной операбельности, или для суждения об эффективности терапевтических мероприятий в процессе подготовки ребенка к операции, или, наконец, для оценки ближайших и отдаленных результатов оперативного вмешательства.

«Детская торакальная хирургия», В.И.Стручков