Утверждение о единстве уровней биологических систем

Утверждение о единстве уровней биологических систем, как и отрицание жизни на молекулярном уровне, нередко основывается на стандартном доводе о подчиненности молекулярных процессов не биологическим, а физико-химическим закономерностям. Однако с такой аргументацией едва ли можно согласиться.

Повторяется аналогичная ситуация 60-х годов XIX в., когда активно дебатировался вопрос об определении организма. Как известно, И. М. Сеченов решительно возражал виталистам, которые рассматривали организм как такое тело, «которое внутри себя заключает условия для существования в той форме, в какой она существует».

«Эта мысль ложная и вредная,— писал Сеченов,— потому что ведет к огромным ошибкам. Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Так как без последней существование организма невозможно, то споры о том, что в жизни важнее — среда или самое тело — не имеет ни малейшего смысла».

Очевидно, и в вопросе о жизни на молекулярном уровне может быть одно решение — не альтернативное, а синтетическое. Нет живого только либо на макроморфологическом, либо на молекулярном уровне. Живое есть целостная молекулярно-макроморфологическая система, которую ради удобства в теоретическом исследовании (идеализации) можно расчленить, абстрагируя один уровень от другого. В реальном же бытии живого нет молекулярного уровня вне макроморфологического.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов