Рабочая гипотеза

Рабочая гипотеза имеет свое объективное основание в отражаемых ею предметах и явлениях объективного мира, и выступает основной идеей, вокруг которой разворачивается более глубокое и серьезное изучение предметов и явлений данного круга. Она является, по определению К. А. Тимирязева, орудием, направляющим исследование и способствующим открытию новых фактов, получению новых обобщений.

При изучении явлений различных областей объективного мира в определенный момент требуется определенное общее представление о предмете, позволяющее высказать то или иное предположение, необходимое для дальнейшего исследования.

Характерной особенностью рабочей гипотезы является ее лабильность, динамичность, то, что она может легко подвергаться усовершенствованию и допускать существование других конкурирующих гипотез.

Однако формулирование рабочей гипотезы ставит перед собой задачу не только целенаправить исследование, но и максимально верно раскрыть суть явления и, таким образом, создать условия для перехода в научную гипотезу. Материалистическая философия рассматривает рабочую гипотезу как определенный этап, момент в общем движении познания к овладению абсолютной истиной.

Диалектико-материалистическое понимание рабочей гипотезы не имеет ничего общего с ее идеалистическим, позитивистским истолкованием как чего-то произвольного, несовершенного и не связанного с отражением объективно существующих предметов и их закономерностей. Представители современного позитивизма Карнап, Льюис, Айер, Рассел, Кинг и другие к «рабочим гипотезам» относят и такие выдуманные понятия, как «бог», «леший», «домовой» и т. п.

Всю науку в целом они объявляют скопищем необоснованных гипотез. В. И. Ленин по этому поводу говорил, что «большего, чем объявления понятий естествознания «рабочими гипотезами», современный, культурный фидеизм… не думает и требовать».

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов