Дело деонтологического воспитания

В деле деонтологического воспитания учащихся неоценима роль библиотек.

К основным методам работы библиотек в этом направлении относятся:

  • организация тематических выставок литературы: «Медицинская этика и деонтология», «Медицина и медики в произведениях отечественных и зарубежных писателей», «Книги писателей-врачей»;

  • проведение читательских конференций по основным проблемам медицинской этики и деонтологии;

  • составление библиографических указателей литературы по этике и деонтологии;

  • создание кратких аннотаций, информационных бюллетеней, отражающих новые поступления по указанной теме;

  • индивидуальная работа с читателями (рекомендации основной и справочной литературы, помощь в поиске нужных источников).

Необходимо шире использовать книги, написанные русскими и советскими врачами. Наибольшим спросом у учащихся медицинских учебных заведений пользуются следующие произведения: «Мысли и сердце» Н. М. Амосова, «Дневник хирурга» А. А. Вишневского, «Сердце хирурга» Ф. Г. Углова, «Призвание» В. В. Кованова.

Большую роль в понимании учащимися сложной медицинской специальности, в знакомстве с жизнью и бытом медиков прошлого играет чтение произведений врачей-писателей: В. И. Даля, А. П. Чехова, В. В. Вересаева, М. А. Булгакова, Ф. Рабле, Ф. Шиллера и др. Люди, посвятившие себя медицине, должны быть всесторонне образованными, много и постоянно читать.

По нашему глубокому убеждению, чтение литературных произведений, в которых в художественной форме затронуты вопросы этики народов в разные исторические периоды, способствует формированию у учащихся должного образа мыслей и действий по отношению к больным. Еще в 1904 г. канадский профессор медицины У. Ослер писал о «настольных книгах» студента-медика. Среди авторов 10 книг, которые должны стать «друзьями» студента, ученый назвал Уильяма Шекспира, Мишеля де Монтеня, Мигеля де Сервантеса.

Способ подружиться с книгой, по мнению Ослера, прост: нужно читать полчаса перед сном и полчаса утром, еще лежа в постели.

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов

Вперед →