Достижения Мишера в молекулярной биологии

Мишер впитал в себя все, чего достигла великая школа «молекулярной биологии» XIX в. И Гис, и Людвиг (в лаборатории которого Мишер работал около года) были ведущими представителями той группы биологов, которые были поборниками идеи, согласно которой явления жизни следует анализировать на основе физических наук. Выдающимися представителями этого движения были также Клод Бернар и нейрофизиологи Э. Дюбуа-Реймон и Г. Гельмгольц. Достижения этих ученых, вместе взятые, составляют основу современной физиологии.

К примеру, работа Людвига о функции почки до сих пор составляет основу современных представлений о физиологии этого органа. В 1885 г. М. Фостер, профессор физиологии Кембриджского университета, говорил о «новой, молекулярной физиологии» и, развивая свою мысль, продолжал: «Чем больше будут изучаться молекулярные проблемы физиологии…, тем яснее для всех станет, что исследуемые нами «структура» и «состав» должны в согласии с современным физическим учением рассматриваться под углом зрения важнейшей концепции о способах движения… Изучаемые нами явления не могут быть результатом свойств, присущих различным видам живой материи, в вульгарном толковании этого слова; они суть следствия определенных типов движения». Вот с такой точки зрения Гис подходил и к изучению оплодотворения, рассматривая его как процесс передачи от сперматозоида к яйцеклетке определенных типов движения. Как мы видели, этот взгляд разделял и Мишер.

Процесс оплодотворения

Биологи, которым удалось открыть, что в действительности происходит в процессе оплодотворения, а заодно и понять роль открытого Мишером нуклеина, за немногими исключениями, совершенно не интересовались физическими науками и различными способами движения.

Они принадлежали к числу основателей биологии клетки. Их важнейший вклад в науку состоял в тщательном наблюдении событий, происходящих при оплодотворении яйцеклетки сперматозоидом.

Сперма лосося послужила для Мишера, изучавшего химические свойства ядер сперматозоидов, идеальным материалом, однако для непосредственного наблюдения оплодотворения этот материал был непригоден. О. Гертвиг и швейцарский биолог Г. Фоль выбрали для этой цели яйца морского ежа и морской звезды. Их классические эксперименты относятся к концу 70-х годов прошлого века.


«Молекулы и клетки», под ред. акад. Г.М.Франка