Изучение хромосом

Захариас показал, что типичным материалом, составляющим хромосомы, служит либо нуклеин, либо какое-то очень близкое к нему вещество. Флемминг в своей работе по клеточному делению делал основной упор на использование красителей, позволяющих хорошо различать хромосомы и ядра. Оказалось, что ядра неделящихся клеток заполнены довольно бесформенным материалом, поглощающим определенные типы красителей; те же красители поглощаются и палочкообразными хромосомами, появляющимися в ядре с началом митоза. Материал, поглощающий красители, был назван хроматином, и Захариас, следуя точно той же методике, которая привела Мишера к открытию нуклеина, опознал в хроматине нуклеин. Он обнаружил, что после обработки клеток смесью пепсина и соляной кислоты ядра не разрушаются и сохраняют способность окрашиваться ядерными красителями. Однако если затем такие переваренные клетки экстрагировать слабой щелочью (которая, по свидетельству Мишера, удаляет нуклеин), то окрашивающийся материал исчезает.

Захариас подверг такому испытанию очень большое число самых разных клеток, как растительных, так и животных, и результат всегда был один и тот же. Он изучал и делящиеся клетки и убедился в том, что хроматин в них также окрашивается после обработки пепсином, но не после экстракции щелочью. В то же время веретено, образующееся в ходе митоза, как оказалось, вообще не окрашивается и исчезает после обработки клеток пепсином с соляной кислотой. Все указывало на теснейшую связь между нуклеином и хроматином. Выводы Захариаса были быстро восприняты как Флеммингом, так и многими другими исследователями.

В 1884 и 1885 гг. четыре биолога опубликовали обзорные работы, суммирующие и комментирующие результаты исследований за истекшие десять лет. Кстати говоря, эти десять лет были столь богаты открытиями, что все те, кто был причастен к ним, чувствовали себя захваченными примерно таким же калейдоскопом событий, какой характеризует биологию наших дней. Авторами обзоров, о которых идет речь, были три зоолога (О. Гертвиг, А. Кёлликер и А. Вейсман) и один ботаник (Э. Страсбургер). Все, конечно, понимали, что изучение процессов оплодотворения открывает путь к познанию наследственности. Стало ясно, что неразрывная связь между поколениями у всех организмов осуществляется через посредство хромосом яйцеклетки и сперматозоида; преемственность между последовательными поколениями клеток также обусловлена хромосомами, их поведением в процессе митоза.


«Молекулы и клетки», под ред. акад. Г.М.Франка