Невроз навязчивости (Разные случаи)

Например, один больной, находясь в театре, кино или в каком-либо другом общественном месте, испытывал желание крикнуть: «Пожар!» или «Война началась!». Другой больной представлял себе, что он на улице подойдет к бородатому мужчине и дернет его за бороду. Больная страдала от навязчивого представления, что она наносит удар ножом своему мужу, которого очень любила, и т. п.

Все эти опасения не могут быть осуществлены по одной простой причине — чем сильнее выражена тенденция к осуществлению подобного акта, тем неизмеримо большим становится контрастирующее представление о последствиях такого поступка, и это состояние подавляет первоначальное.

Особенностью ряда выраженных навязчивых состояний являются так называемые ритуалы. По существу, это мысли или действия, имеющие защитный характер. Например, больной, выходя из дому, должен притопнуть четыре раза правой ногой и три раза левой, в целом семь — магическое число у некоторых древних народов.

Другой больной, встречаясь с написанным или услышанным словом «смерть», сразу же торопился прочесть или произнести его наоборот с ощущением, что если он этого не сделает, то может действительно произойти какое-то несчастье.

Еще одна больная, чтобы избежать наезда на нее транспорта, придвигала к себе стул, а потом отходила в сторону. Вообще ритуалы представляют большое разнообразие и, как определяет их Н. М. Асатиани (1967), являются не прямым защитным действием, как, например, чрезмерное мытье рук при боязни загрязнения, а лишь символом защиты. При этом в одних случаях можно усмотреть какую-то логическую связь между ритуалом и представляемой больным угрозой, в других — ритуал является как будто совершенно бессмысленным.

Больные обычно утверждают, что они не суеверны, но ритуал придает им уверенность, успокаивает; некоторые больные все же допускают, что здесь может быть какая-то связь.

По поводу развития ритуалов можно сказать следующее: в процессе развития человеческого общества у древних народов отсутствовало правильное понимание глубоких внутренних связей между многими предметами и явлениями, их заменяли связи поверхностные, ассоциации по внешнему сходству, по принципу — подобное связано с подобным и вызывает подобное.


«Уход за больными с невротическими состояниями»,
Л.Г. Первов