Аргументация классификации А. И. Евдокимова и Г. А. Васильева

На основании клинического опыта и материалов патогистологических исследований они утверждают, что если острый воспалительный процесс в периодонте выходит за пределы ячейки зуба, то при этом не всегда вслед за периодонтом поражаются в строго определенной последовательности сначала кость, затем — надкостница, а потом мягкие ткани, окружающие надкостницу.

Отсутствие такой строгой последовательности объясняется в известной мере тем, что в области верхушек многих зубов, особенно верхних, костная стенка либо очень тонкая, либо совсем отсутствует, или узурирована предшествующим хроническим воспалением в периодонте, пародонтозным процессом, кистой.

Благодаря этим анатомическим особенностям или патологическим изменениям часто бывает так, что вслед за периодонтитом возникает не остеомиелит челюсти, а непосредственно периостит или флегмона околочелюстных тканей. При этом остеомиелит наблюдается редко и позже, чем принято считать.

Как указывает А. И. Евдокимов, большое значение для понимания патогенеза одонтогенного периостита челюсти имеют исследования А. Б. Изачика (1914), касающиеся лимфатической системы зубов и челюстей, а также С. В. Ланюк (1954), отметившей некоторые особенности венозных путей этой области.

Так, А. Б. Изачик установил, что определенная часть лимфатических сосудов являет собой непосредственные анастомозы между лимфатической сетью периодонта и периоста.

«Такое обильное соединение лимфатических сосудов в корневой оболочке и надкостнице,— пишет он,— делает вполне понятной частоту перехода инфекции с зуба на челюстную надкостницу».

Этой связью периодонта с надкостницей А. Б. Изачик и объясняет столь большую частоту «парулиса», который во многих случаях «вылечивается без врачебной помощи». Конечно, излечение остеомиелита «без врачебной помощи» представить невозможно, в то время как десневые и поднадкостничные абсцессы (то есть периоститы или пару-лисы — флюсы) действительно очень часто излечиваются без помощи врача.

Вводя в вены взвесь туши через луночки моляров нижней челюсти трупов, С. В. Ланюк отметила, что часть вен, идущих из периапикальных тканей, направляется по костным канальцам и появляется на наружной поверхности кости через точечные отверстия; дальше венозные сосуды проникают в надкостницу челюсти и образуют в ней сплетения. Отсюда вместе с другими венами, не участвующими в сплетении, они продолжают путь в соседние ткани, окружающие челюсть, и впадают в более крупные венозные стволы.


«Основы хирургической стоматологии»,
Ю.И. Бернадский