Возрастной период от 2 до 4 лет

Период от 2 до 4 лет является чрезвычайно ответственным этапом в формировании личности ребенка. В этом периоде личностные особенности выступают наиболее ярко, ребенок перерабатывает огромное количество информации, его словарный запас растет неудержимо быстро, реакции на окружающее становятся более тонкими, отношения со взрослыми значительно усложняются.

Многие детские невропатологи и психоневрологи рассматривают данный период как критический, как «период негативизма», «первый пубертатный период». Именно в этом возрасте наблюдается наибольшее число невротических расстройств и нарушений поведения. Их возникновению способствуют некоторые личностные особенности, характерные для данного возраста.

Формирующееся «чувство Я» требует самовыражения и обусловливает возникновение комплекса «первичного» эгоизма и эгоцентризма – стремления быть центром всех событий.

Этот наивный эгоизм закономерен, поскольку адекватная самооценка, самокритика еще не выработались у ребенка, запас сведений ограничен, эмоциональная сфера преобладает над интеллектуальной, оценка ситуации аффективна, а аффекты, как правило, тенденциозны.

Тенденция к самоутверждению, самовыражению проявляется как стремление все делать самостоятельно.

«Я сам» – эти слова ребенок 2 – 4 лет произносит так же часто, как и слово «почему». Причем ребенок берется и за выполнение таких дел, с которыми он справиться не в состоянии. Однако попытки помочь ребенку или отговорить его от данной деятельности встречают упорное сопротивление. Упорство, переходящее в упрямство, обусловлено значительной эмоциональной насыщенностью всех устремлений ребенка.

Приглушить или перебороть аффект очень трудно, легче направить его на другую деятельность. В ряде случаев упрямство перерастает в негативизм, который можно рассматривать как искаженную тенденцию к самостоятельности – ребенок делает все наоборот, чтобы острее ощутить свою независимость.

«Детская неврология», О.Бадалян