В этом периоде происходит значительное усовершенствование моторики ребенка, становится более глубоким и тонким его понимание обстановки, взаимоотношений между людьми. Заметно нарастает способность к самокритике, активнее воспринимаются критические замечания взрослых и товарищей.
Данный период характеризуется весьма существенным для ребенка событием – поступлением в школу. Для детей ослабленных, не подготовленных к школе психологически, это событие может стать причиной невротических расстройств.
В возрасте от 6 до 8 лет могут возникать невротические расстройства, наблюдающиеся и в более раннем периоде жизни: страхи, навязчивые движения, заикание, мутизм. В одних случаях они обусловлены некоторым «застреванием» на предыдущей фазе развития, в других – связаны с переходом на новый этап социальных взаимоотношений.
Большое значение имеет формирование личностных особенностей ребенка в дошкольном периоде. Если ребенок воспитывается в семье, где исполняются все его требования, где постоянно восторгаются его ловкостью, умом, поведением, знаниями, то при вступлении в дошкольный коллектив, он вдруг резко лишается этого привычного восхваления и даже вынужден терпеть некоторые обиды.
В итоге возникают различные реакции в виде открытого нежелания идти в школу или замаскированного – под видом жалоб на недомогание, боли в животе и т. д.
«Детская неврология», О.Бадалян