Наиболее четко очерченными формами речевых нарушений являются заикание и потеря речи (мутизм). Задержка речевого развития в возрасте 2 – 4 лет представляет трудности для диагностики и определяется более точно у детей 4 – 6 лет.
Заикание выражается в затрудненном произношении слов, причем отдельные звуки и построение фразы могут оставаться полностью сохранными.
Различают:
Факторы, способствующие появлению этих расстройств, разнообразны. Большое значение имеют психические травмы, соматические заболевания. Кроме того, играют немалую роль конституциональные особенности, своеобразие речевого развития, структурная сохранность речедвигательного аппарата, координация дыхания и речи (артикуляционное дыхание).
Заикание наблюдается среди мальчиков примерно в 2 раза чаще, чем среди девочек. Нередки случаи, когда это расстройство возникает у детей с задержанным речевым развитием – они долго не могут овладеть фразовой речью, а затем сразу начинают говорить очень много – и появляется заикание. Здесь может иметь значение и то, что речь ребенка «не поспевает» за его мыслями. Следует иметь в виду и момент подражания, что наблюдается в детских коллективах.
При возникновении заикания возможно формирование вторичных реакций и прежде всего страха речи.
Заикание может сопровождаться другими функциональными расстройствами – тиками, навязчивыми действиями, страхами, возбужденным или заторможенным поведением. Некоторые больные вводят в речь дополнительные слова или звуки, чтобы компенсировать дефект.
«Детская неврология», О.Бадалян