Симптомы выпадения и раздражения нередко сочетаются, и требуется тщательное неврологическое обследование и хорошее знание анатомии и физиологии нервной системы, чтобы установить истинную сущность тех или иных отклонений.
Наряду с очаговыми поражениями нервной системы встречаются и так называемые функциональные расстройства, при которых нарушается регуляция определенных функций, но признаков очагового поражения не обнаруживается.
Подобные дисрегуляторные проявления нередко возникают после тяжелых соматических заболеваний, психических потрясений, черепно-мозговых травм, а также в связи с физиологическими сдвигами в организме в определенные возрастные периоды, например в пубертатном.
В то же время функциональные расстройства могут быть первым проявлением органических поражений, поэтому в подобных случаях необходимо тщательное обследование больного.
В детской неврологии приходится, кроме того, сталкиваться с явлениями нарушенного развития нервной системы, здесь может встречаться общее недоразвитие, недоразвитие отдельных центров или функциональных систем, а также неправильное замыкание некоторых рефлекторных дуг, наличие связей между центрами, не обнаруживающихся в норме.
Примером являются некоторые содружественные движения, лишенные целесообразности.
В частности, иногда наблюдается зеркальность движений: при попытке совершить какие-либо действия одной рукой другая рука совершает такие же движения.
Встречается и пальпебро-мандибулярная синкинезия: избыточное движение век при жевании. Эти врожденные особенности с возрастом проявляются менее ярко. Большое значение для их устранения имеет постоянная тренировка.
«Детская неврология», О.Бадалян