Формирование чувства «Я»

Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также формированию чувства «Я», т. е. выделению себя из окружающего мира. Впоследствии это чувство может в известной степени гипертрофироваться, приводя к появлению своеобразного, наивного раннедетского эгоизма.

До 2 – 2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение ребенка может заметно измениться. Этот отрезок времени является своеобразным критическим периодом, который иногда условно называют первым пубертатным периодом, поскольку наблюдается значительное «вытягивание» в росте, что сопровождается некоторым рассогласовыванием нейроэндокринной и сосудистой регуляции.

В психологическом плане в этот период наблюдается довольно сформированное чувство «Я». У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя и небольшой, но свой собственный жизненный опыт, отмечается выраженная тяга к самостоятельности.

Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. Это упрямство и своеволие значительно возрастает, если родители пытаются ограничить самостоятельность ребенка. В этом возрасте могут наблюдаться невротические реакции психогенного и соматогенного характера.

В возрасте 5 – 7 лет ребенок вступает, в новый ответственный период, называемый условно вторым пубертатным. В этом возрасте у ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми.

В то же время у него нет еще достаточной самокритики и самоконтроля, не выработана способность к длительному сосредоточению, в деятельности преобладают игровые элементы.

При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической подготовленностью, ребенка к систематическим занятиям, к коллективу. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока, не могут сосредоточить внимание, рассеяны. На первых порах все это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для дифференцировки подобных проявлений необходимо тщательное психоневрологическое обследование.

«Детская неврология», О.Бадалян