Истинный пубертатный период (12 – 16 лет) сопровождается значительными изменениями в поведении подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. «Порывистость» обнаруживается и в психологических процессах. Стремление «быть взрослым» может проявляться в подражании привычкам взрослых, в ниспровержении признанных авторитетов, активном сопротивлении любым мерам принуждения.
Появляется интерес к таким проблемам, как смысл жизни, любовь, счастье.
В этом периоде вегетативная регуляция несовершенна: отмечаются избыточная потливость, неустойчивость артериального давления, кожно-трофические нарушения, лабильность вазомоторов.
Явления акселерации, наблюдающиеся в последние десятилетия, вероятно, оказывают влияние и на формирование нервно-психических функций подростка. Однако соматическое развитие в пубертатном периоде несколько опережает нервно-психическое, что может приводить к функциональным расстройствам нервной системы.
Окончательное формирование нервной системы завершается, по-видимому, к 18 – 20 годам. По данным электроэнцефалографии, картина электроактивности коры головного мозга приближается к таковой у взрослого примерно в 18-летнем возрасте.
Сложность и многоэтапность становления нервно-психических функций в онтогенезе имеет большое значение для клиники. Говоря о патологии нервной системы у детей, следует иметь в виду не ребенка вообще, а конкретный возрастной период, в котором он находится.
Частота многих заболеваний нервной системы в различных возрастных периодах неодинакова. Кроме того, одни и те же заболевания могут иметь заметные клинические различия в зависимости от возраста больного. Методы неврологического обследования также должны быть адаптированы к возрастным особенностям ребенка.
Подробные сведения о методах исследования и симптомах поражения различных отделов нервной системы в возрастном аспекте представлены в специальных главах.
«Детская неврология», О.Бадалян