Редкость опухолей влагалища

Редкость опухолей влагалища не исключает их чрезвычайного разнообразия. Здесь нужно быть готовым к встрече с самыми различными опухолями, начиная от миомы и кончая ботриоидной саркомой.

Пестрота опухолевого ландшафта и обусловливает диагностические трудности, тем более, что из-за редкости этих опухолей мало кто располагает значительным личным опытом их распознавания. Все сказанное относится и к опухолям вульвы. Несколько чаще, чем другие опухоли, здесь находят гидраденому, которую неопытные патологоанатомы иногда принимают за рак.

Среди новообразований молочных желез, как и других органов, функция которых регулируется половыми гормонами, наибольшие диагностические трудности представляют картины, пограничные между дисгормональной гиперплазией и раком. Имеются в виду различные варианты долькового и протокового рака in situ.

В щитовидной железе не всегда легко отличить аденому от аденоматозного зоба, сосочковую аденому от сосочкового рака. Неясно, что представляет собой растущая струма Лангханса, при каких обстоятельствах можно ставить диагноз фолликулярного рака.

Нередко остаются нераспознанными еще недостаточно известные С-клеточные опухоли. Споры возникают о так называемой лимфоэпителиоме зобной железы; нет единомыслия в том, что следует понимать под гранулематозной тимомой и т. д.

Признаки начинающейся малигнизации варьируют от одной онкологической единицы к другой. Поскольку универсальных критериев малигнизации не существует, особую практическую важность приобретает описание этих признаков, имеющих значение именно для данной разновидности опухолей (митозы в клетках малигнизированного невуса, наличие липоидов в эпителиальных клетках предстательной железы при высокодифференцированной аденокарциноме и т.д.).

Иллюстрации, как и текст, также должны быть подчинены основной идее книги. Иллюстрировать необходимо не все гистологические варианты опухолей (для этой цели служат атласы и диагностические руководства), а лишь те структуры, которые представляют максимальные затруднения для дифференциальной диагностики или для определения злокачественного характера роста.

Рисунок порою заменяет пространные описания, поэтому количество иллюстраций должно быть достаточно большим, иначе книга не достигнет своей цели — дать не только теоретическое, но и зрительное представление об основных «подводных камнях» гистологической диагностики опухолей.

Не останавливаюсь на тех искусственных трудностях и неизбежных ошибках, которые являются следствием нарушения первой заповеди диагноста-онкоморфолога, — нельзя садиться за микроскоп, не располагая подробными клиническими данными.


«Ошибки и трудности гистологической
диагностики опухолей», Д.И.Головин