Общее рассуждение
Необходимо задержать материю, направляющуюся к опухоли, и, отклонить ее с помощью опорожнения и лекарств, отвлекающих материю в противоположную сторону. Пусть врач прочитает то, чтo мы описали в предшествующем параграфе; нам иногда придется еще повторять то, что сказано.
Мы говорим: средством лечения этой болезни является кровопускание, если кровь одолевает. Кровопускание производят тем способом, о котором говорилось в предыдущем параграфе, и выводят кровь до тех пор, пока цвет крови больного не изменится – это указывает, что вредоносный избыток крови уже выведен; знай также, что самая черная кровь в теле – та, что находится близ такой опухоли. Однако при кровопускании необходимо учитывать силы больного: нередко силы не позволяют выводить кровь до такого предела.
Если же в опухоли другой сок, то его выводят не таким, например, лекарством, как миробаланы, или нечто, имеющее вяжущие свойства, но средством, вызывающим послабление и месте с тем размягчение, вроде лекарств, изготовленных из фиалки, таранджубина, манны и хиджазского сахара; послабляющее дают ночью. Некоторые знающие люди говорят, что лучше всего, по возможности, опоражнивать тело путем кровопускания, чтобы не вызвать беспокойства, которое иногда причиняет слабительное; мы уже об этом упоминали. Это тем более важно, если мокрота очень желчная, в особенности, как говорит Гален, когда очень сильна лихорадка. Гален предостерегает от смолы скаммония, но не предостерегает от ийараджей и харбака, принимаемых вместе. Он хвалит действие ячменной воды, употребляемой после применения слабительного, когда с ним покончили, если же пить ее вместе со слабительным, то она обрывает его действие.
Надлежит, однако, учитывать направление боли и страдания: если боль направляется вверх – к ключице, к грудной кости и выше, то кровопускание предпочтительнее, а если боль направляется в сторону ложных ребер, то необходимо применять слабительное само по себе или с кровопусканием, в зависимости от того, что показывает наблюдение: дело в том, что одно лишь кровопускание из басилика не отвлекает от этого места такого количества материи, с которым следовало бы считаться.
«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)