Истечение седьмого дня

По истечении седьмого дня болезни древние прописывали лекарство для лизания, приготовленное из миндаля, Семян крапивы, меда и коровьего масла, а также лекарства для лизания, приготовленные из камеди и смолы терпентинового дерева. Нередко употребляют сильно действующие кашки, как например, атанасийю.  Это хороший способ, который могут применять лишь исследователи искусства врачевания, уверенные, что они поймут, как исправить вред, могущий произойти от такого лечения, и что больной в силах его перенести, они достигают этим исцеляющей степени очищения. Что же касается наших трусливых современников, которые не доверяют самим себе в этом отношении, то они опасаются меда и кладут в атанасийю  вместо меда сахар.

Древние советовали также применять сильные очистительные лекарства, приготовленные с медом, в виде пилюль, которые кладут под язык, а в настоящее время советуют делать лекарственные повязки, называемые «пахучими», а также повязки с майораном и пластырь из руты. Вообще же тому, кто идет по пути, принятому у древних, должно следовать ему с опаской, осторожностью и боязнью, как не прорвалась опухоль или не поднялся большой жар.

Но потом ему надлежит быть уверенным в быстром успехе. Если же болезнь удержится до четырнадцатого дня, то не избежать применения кровососных банок и смягчения пищевого режима. Если у больных усиливается бессонница, то не обойтись без макового питья, а если у них учащается дыхание, то исправить вред можно только увлажнением с помощью, например, слизи семян подорожника блошного, которую глотают раз за разом, или джулаба.  Иногда помогает поливать бок теплой водой, чтобы облегчить боль и уменьшить учащение дыхания: как ты уже знаешь, оно приносит вред.

После явного спада болезни пользуются баней и избегают сильного охлаждения, если только воспаление не из разновидности рожистых. Избегают также пищевого режима, сгущающего материю, и стараются вызвать разрежение материи. В упомянутых соках и напитках варят в конце болезни порей и горный базилик и дают лизать крапивное семя с медом. Если же опухоль не поддается и дело идет к накоплению гноя, то применяют режим, о котором сказано в особом параграфе. Выздоравливающего из числа больных плевритом надлежит предостеречь от соленых и едких яств, от переполнения, от пресыщения, от ветра и дыма, ему не следует громко говорить, дуть в трубу и совокупляться: если он опять заболеет, то умрет.

Вот то, что мы говорим, если плеврит горячий и истинный. Если же плеврит иной – ложный и без сильного жара, то тебе следует растирать больного и применять лекарственные повязки с пажитником и зифтом,  а также и кровососные банки.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)