Признаки, по которым следует распознавать состояние мозга

Мы говорим: начала, из которых мы исходим при распознавании состояния мозга, это действия ощущения и действия рассуждения, то есть воспоминание, мышление, представление, сила воображения, сообразительность; а также двигательные действия, то есть действия силы, движущей органы при посредстве мышц; далее, это качество излишков, выводимых из мозга, в отношении состава, цвета и вкуса, то есть едкости, солености, горечи или безвкусности, а также количество их, то есть их скудость, обилие или полное задержание.

Сюда же относятся соответствие, несоответствие или вредность воздуха и пищи, большая или малая величина головы, хорошая или дурная ее форма, о чем упомянуто в части о костях, тяжесть и легкость головы и то, какова она на ощупь; качество сна и бодрствования, состояние волос в отношении количества, то есть скудости и обилия; их грубость или тонкость, их качество, то есть форма – курчавость или гладкость; окраска – черные они, рыжие или белокурые; быстрое или медленное поседение; постоянное пребывание волос в здоровом состоянии или утрата ими здоровья, выражающаяся в том, что они секутся, лезут, выпадают и прочее. Показательно также состояние шеи – толстая она или тонкая, здорова ли она, часто или редко появляются на ней опухоли и «свинки» – и состояние язычка, миндалин и зубов.

Судить о мозге можно по состоянию сил и действий богатых нервами органов, соучаствующих с мозгом, например, матки, желудка и мочевого пузыря. Заключение по соучаствующему органу делается двояким способом: во первых, по состоянию органа, соучаствующего с мозгом, судят о том, что произошло в мозгу; во вторых, по состоянию органа, причиняющего страдания мозгу вследствие соучастия с ним в заболевании, определяют, какой именно это орган, что с ним происходит и как переходит заболевание на мозг. По этим признакам иногда судят о том, каковы в данное время действия и состояние мозга, или о том, что с ним будет, но еще не случилось.

Например, длительная печаль и угрюмость указывают на наступающую меланхолию или на предстоящий кутруб; бессмысленный гнев предвещает падучую или горячую меланхолию и манию, а беспричинный смех свидетельствует о слабоумии или бестолковости.

О том, как выводить заключения о различных состояниях мозга по этим признакам и подробное изъяснение перечисленных способов, дабы дойти в этом до конца в соответствии с изложенным, мы скажем ниже.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)