Общие правила лечения

Если мы хотим вывести из головы материю и признаки указывают на обилие крови, причем в крови нет изъяна, то какова бы ни была материя, мы начинаем с кровопускания из кифаля и из таких сосудов головы, упоминаемых в параграфах о кровопускании, как сосуды лба, носа и сосуды в области ушей. Необходимо, чтобы кровопускание производилось в противоположной боли стороне. Если дело становится опасным и кровь одолевает, то мы пускаем кровь из яремной вены. Поистине, мы склонны так же делать кровопускание, если преобладают другие соки, и начинаем с этого, ибо кровопускание является общим способом опорожнения для всех соков.

Если материя состоит только из крови, то достаточно полного кровопускания. Когда же имеются и другие соки, мы смотрим, и если в заболевании соучаствует все тело – производим опорожнение всего тела, затем пускаем кровь из одной лишь головы и применяем подходящие для нее особые опорожнения.

Мы, разумеется, приступаем к ним лишь после опорожнения всего тела, если в теле имеется какой нибудь дурной сок, и делаем это только в том случае, когда знаем, что материя, находящаяся в голове, созрела. Это устанавливается наблюдением над тем, что просачивается из мозга: истечения должны быть не очень жидкие и не очень густые.

Если заболевание достигло конечной стадии и мы уже ранее довели соки до зрелости с помощью способствующих созреванию втираний, поливаний и лекарственных повязок, то опорожнение головы производится главным образом путем полосканий горла; их применяют, когда нет опасений, что повреждены легкие, и если низводимые при полоскании горла жидкости не принадлежат к разряду острых и жгучих соков, а также когда больной не предрасположен к легочным заболеваниям и может предохранить себя от проникновения в легкие чего нибудь нехорошего, и если состояние головы требует больше внимания, чем состояние легких.

Мы употребляем также нюхательные средства, раскрывающие проходы и вызывающие чиханье, лекарства для введения в нос и поливания, чтобы отвлечь материю от головы.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)