Противостояние материи

Мы противостоим материи путем опорожнения или отвлечения ее в противоположную сторону или же применяем и то и другое, вместе. Отвлечение в обратную сторону (от головы есть отвлечение )к рукам и к ногам; этому способствует растирание их с солью и фиалковым маслом или маслом ромашки лекарственной в зависимости от натуры (больного. В случаях, о которых мы ведем речь, применяются также физические упражнения, причем голову оберегают чтобы она не двигалась вместе с телом, а двигались только нижние конечности. Это такое упражнение, при котором человека подвешивают на веревке или он свешивается со стены, касаясь ее верхней частью тела, и непрестанно двигает ногами; это делают после опорожнения.

Растирание и перевязывание конечностей сверху вниз тоже относится к числу таких (мер), особенно перед кормлением больного; при этом голову иногда очищают с помощью только легкого воздействия, например, растирания, надавливания, пощипывания и даже расчесывания волос. Применение качелей тоже относится к числу особых способов очищения головы, которым и пользуются в конце литаргуса.

К средствам, общим для обеих целей, принадлежат: клизма, лекарства, вводимые через задний проход, мочегонные и потогонные, применяемые в соответствии с (качеством материй и силами больного; все они перечислены в Фармакопее. Что же касается слабительных, опорожняющих голову вместе со всем телом, то это пилюли из ийараджа, пилюли кукийа и пилюли из лаванды греческой. Эти средства более подходят при перегоревших соках, в которых преобладает желчь и которые к тому же несколько густы; они даже являются общими для желчной н слизистой материи. Сильнее всех таких лекарств (действует настой сабура на соке цикория, особенно самый крепкий настой, который описан в Фармакопее, или настой ийараджа, а также рвота, вызванная сиканджубином с семенами садовой лебеды. Отвар миробаланов, сливы, дымянки, плодовое и фиалковое вино, отвар кассии слабительной и тому подобные лекарства, усиленные добавлением смолы скаммония или не усиленные, смотря по состоянию тела, отсутствию или наличию лихорадки, возрасту и силам больного – все это и им подобное подходит при жидких и желчных соках. Ийарадж Архигена, ийарадж Руфа, ийарадж с лугазией, ийарадж Галена, пилюли, приготовленные с ляпис лазурью и чемерицей, о чем мы упомянем далее, подходят при соках густых и черножелчных; хороши также все лекарства, в которые входит лаванда греческая.

В таких случаях полезна также рвота, вызванная приемом сиканджубина, семян редьки н мякоти колоквинта вместе с прочими лекарствами, выводящими густые и липкие соки, которые упомянуты и перечислены нами в Фармакопее, а также и другие сложные средства, подробно описанные там же. Однако эти сложные средства разделяются на несколько разрядов. К первому относятся те, которые приготовлены с ийараджем, турбитом, повиликой, агариком, бобровой струёй и тому подобные, потом идут «великие пилюли», затем чистые ийараджи и затем оба вида Харбина; черный – против черной желчи и белый – против слизи, причем их следует употреблять осторожно и с опаской. А ляпис лазурь и промытый «армянский камень» можно применять против черной желчи без боязни и опаски.

Следует начинать с самых слабых средств и постепенно переходить к более сильным, пока не выяснится по состоянию болезни, что она прекратилась. А жидкие слабительные для очищения головы – это шабйары, из которых приготовляются «великие пилюли»; небольшое количество их оказывает достаточное действие вследствие задержки в желудке и повторное употребление их не вредит из за незначительности (дозы); после приема пилюль следует поспать, чтобы движение и бодрствование не уничтожили действие лекарства. Основной частью и как бы закваской для них служат сабур и ийарадж, затем добавляют мастике для укрепления желудка и миробаланы, чтобы не допустить в голову острые пары, если они образуются в желудке.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)