Падучая (Причина в другом органе)

Что же касается падучей, причина которой кроется в каком либо другом органе, то при этом из данного органа поднимаются в мозг пары и ветры, причиняющие страдание своим количеством; вздымаясь, они собираются в мозгу и затем уплотняются в материи определенной густоты, которая оказывает воздействие своим составом или тем, что образует ветры.

Или же в мозг поднимаются пары или ветры, причиняющие страдание не количеством, а качеством, либо замораживая, либо сжигая, либо действуя своей ядовитостью и злокачественным веществом, или же к мозгу поднимается одно лишь чистое качество, или к нему поднимается начало, причиняющее страдание двояким образом.

В отношении органа, из которого поднимаются к мозгу пары, вызывающие падучую своим обилием, следует сказать, что таковым может быть либо все тело, либо желудок, либо селезенка, либо стенки живота. Бывает это также и в других органах.

Пар, причиняющий страдание своим дурным веществом и качеством, также пребывает во всем теле, даже в пальцах ноги или руки. Причиной этого является задержание крови или другого сока в проходе, где образовалась закупорка; вследствие этого к ним прекращается доступ прирожденной теплоты, и сок там умирает, гниет и приобретает дурное качество; затем от него периодически поднимается парообразная материя или какое либо ядовитое качество. Или же в эти органы попадаются яды, которые влияют на нервы, – так влияет, например, на нервы укус скорпиона, – и затем ядовитость через посредство нервов устремляется в мозг и раздражает его, и мозг сжимается и сокращается, и движения его становятся беспокойными.

Это подобно тому, как желудок поражает икота при употреблении натощак чего либо жгучего, если устье желудка обладает большой чувствительностью; икота, ведь, есть одна из разновидностей спазма. Когда от такого рода причины в мозгу происходит спазм и сжатие, то за этим следует сокращение и спазм всех нервов.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)