Все телесные силы конечны, как это изложено в естествознании, и действие их при введении веществ в тело не является постоянным. Если бы эти силы тоже не были бы конечными и постоянно вводили бы в тело в одном и том же равном количестве замену того, что в нем всосалось, а всасывание ведь происходит в одном и том же количестве и постоянно, каждый день увеличивается, – то замена все равно полностью не могла бы противостоять всасыванию, и всасывание уничтожало бы влажность.
И как же не быть этому, когда и то и другое взаимно способствует возникновению недостатка влаги и обратному развитию тела. А раз так, то все это необходимо и обязательно должно уничтожать материю и даже угашать теплоту, особенно когда угасанию теплоты благодаря помощи материи способствует также и другая причина, то есть посторонняя влажность, которая постоянно возникает из за отсутствия замены переваренной пищи.
Она помогает гашению теплоты двояким образом: во первых, душит и заливает теплоту, во вторых, противопоставляет теплоте свои качества, ибо эта посторонняя влага – слизистая и холодная. Угасание внутренней теплоты и есть естественная смерть, время которой для каждого человека, в соответствии с его первоначальной натурой, отложено до конца того срока, в течение которого его сила обеспечивает сохранение влажности в теле. «Для каждого из них есть срок названный, и для каждого срока – запись», но этот срок различен для отдельных людей соответственно различию их натуры.
Итак, из сказанного следует, что тело у детей и юношей умеренно горячее, а тело зрелых людей и стариков холодное. Однако тело у детей вследствие роста более влажное, чем того требует уравновешенность, и это узнается на опыте, – то есть по мягкости их костей и нервов, а также путем умозаключения, ибо они еще недавно были близки к семени и к пневме, подобной пару.
«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)