О естестве органа и его частей (Сила)

Каждый орган имеет в себе самом прирожденную силу, с помощью которой осуществляется дело питания, т. е. притягивание усвоение и удерживание, уподобление и связывание пищи, а также извержение излишков. Но в отношении всего прочего органы несходны, так как некоторым из них присуща, помимо этой силы, еще и сила, переходящая от них на другие органы, а у иных органов этого свойства нет.

С другой стороны, отдельным органам присуща, помимо прирожденной силы, еще и сила, переходящая к ним от другого органа, а у иных органов этого свойства нет. При сочетании всего этого имеются органы, получающие и дающие, органы дающие, но не получающие, органы получающие, но не дающие, и органы не получающие и не дающие.

Что касается органа, который получает и дает, то никто не сомневается в его существовании. В отношении мозга и печени врачи согласны, что каждый из этих органов получает от сердца животную силу, прирожденную теплоту и пневму, и что каждый из них является в то же время источником силы, которую он передает другим органам.

Мозг есть начало восприятия ощущений, по словам одних, – безусловно, а по мнению других, – не безусловно; печень же является источником питания, по словам одних, – безусловно, а по мнению других, – не безусловно.

Что же касается органа, который получает, но не дает, то сомнение в существовании его еще меньше. Таково, например, мясо: оно получает извне силу чувствовать и жить, но само не является началом какой либо силы, которую оно тем или иным образом передавало бы другому органу.

Что же до двух других категорий, то в отношении одной из них врачи не согласны со многими философами. Большинство древних философов говорят, что такой орган есть сердце, ибо оно является первопричиной всякой силы и передает остальным органам силы, посредством которых они питаются, живут, воспринимают ощущения и движутся. Врачи же, как и некоторые древние философы наоборот, распределяют эти силы по различным органам и не говорят о существовании такого органа, который передавал бы силу и не получал ее. Мнение большинства древних философов, после тщательной проверки, оказывается более правильным, но мнение врачей с первого взгляда кажется более ясным.

В отношении второй категории не согласны между собой и врачи и философы. Некоторые полагают, что нечувствительные кости и мясо и другие подобные органы существуют только благодаря тем силам, которые им изначально присущи и не переходят в них из иных источников; и что такие органы, когда к ним поступает питание, не передают своей силы какому либо другому органу, и никакой орган также не передает и им какой либо иной силы.

Другие врачи и философы считают, что эти силы не присущи изначально подобным органам, а изливаются из печени и сердца при первом их возникновении и остаются там.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)