О вещах, которые возникают от причины, принадлежащей к общим причинам

Общее рассуждение о причинах

Причин различных состояний тела, о которых мы уже говорили раньше, то есть здоровья, болезни и среднего состояния между ними, бывает три: причина предшествующая, причина внешняя и причина связующая. Предшествующая и связующая причины имеют то общее, что они являются вещами телесными, то есть связаны с соком, или с натурой, или со сложением, а внешняя причина относится к вещам, стоящим вне вещества тела, и приходит либо от внешних тел, как например, то, что случается от удара, от жаркого воздуха, от еды, горячей или холодной, поступающей в тело, либо со стороны души, так как душа есть нечто иное, отличное от тела. Таково, например, то, что случается от гнева и страха и от того, что подобно им.

Предшествующие и внешние причины сходятся в том отношении, что между ними и вышеупомянутыми состояниями тела иногда существует некое посредствующее звено, а причины внешние и причины связующие сходятся в том, что между ними и вышеупомянутыми состояниями тела иногда не бывает посредствующего звена.

Однако предшествующие причины расходятся со связующими в том, что за предшествующими причинами не следует тотчас же то или иное состояние, и между ними стоят другие причины, примыкающие к тому или иному состоянию тела ближе, нежели предшествующие.

Предшествующие причины расходятся с внешними в том, что первые являются телесными. И еще: между предшествующими причинами и состоянием тела непременно имеется посредствующее звено, а при внешних причинах это не обязательно. Между связующими причинами и состоянием тела совершенно не бывает посредствующего звена, а при внешних причинах это не обязательно, и оба обстоятельства одинаково возможны.

Предшествующие причины являются причинами телесными, то есть относящимися к сокам, к натурам или к сложению, которые обусловливают то или иное состояние не в качестве первопричины, то есть обусловливают его при помощи посредствующего звена, а связующие причины суть телесные причины, которые обусловливают различные состояния тела как первопричина, то есть обусловливают их без посредствующего звена. Внешние причины суть причины не телесные, которые обусловливают различные состояния тела и как первопричина и не как первопричина.

Пример предшествующих причин: переполнение соками, вызывающее лихорадку, переполнение сосудов глаза, вызывающее катаракту; примеры связующих причин: гнилостность, вызывающая лихорадку, влага, текущая к отверстиям виноградной оболочки, как причина закупорки сосудов и закупорка как причина слепоты.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)