Что же касается вещества, которое совершенно не изменяется от действия тела, но изменяет его, то это яд в абсолютном смысле. Говоря, что такое вещество не изменяется от действия тела, мы не разумеем, что оно не согревается в теле от действия существующей там прирожденной теплоты; это не так, ибо большинство ядов, которые не согреваются в теле от действия его прирожденной теплоты, не производят на него действия.
Нет, мы хотим сказать, что такое вещество не изменяется по своей природной форме, но продолжает действовать, будучи устойчивым по силе и форме, пока не разрушит тело.
Естество этого вещества иногда бывает горячим, и тогда помогает его особому качеству растворять пневму, как это делает яд гадюк и аконит, а иногда она бывает холодной, и тогда помогает особому качеству угашать и ослаблять пневму, как это делает яд скорпиона и болиголов.
Все, что питает, в конце концов производит в теле естественное изменение, а именно, согревание. Дело в том, что когда питательное вещество превращается в кровь, то оно неизбежно усиливает согревание, даже латук и тыква производят такое согревание. Но мы разумеем под изменением не это согревание, а то, что исходит от качества данной вещи, тогда как форма ее еще остается неизменной.
Пищевое лекарство претерпевает от влияния тела превращение в своем веществе и подвергается превращению в своем качестве, но превращение качества происходит раньше. Некоторые питательные вещества сначала превращаются в теплоту и согревают, как например, чеснок, а некоторые превращаются сначала в холод и охлаждают, как например, латук.
Когда превращение в кровь завершается, то действие вещества более всего выражается в согревании вследствие увеличения количества крови, да и как ему не согревать, когда оно стало горячим и сбросило с себя холодность? Однако каждому из этих двух процессов сопутствует некая доля прирожденного качества, сохраняющаяся в субстанции и после превращения. Так, в крови, образующейся от латука, остается некоторая способность охлаждать, а в крови, образующейся от чеснока, – некоторая способность согревать, но только на известное время.
«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)