Вода есть один из элементов и отличается среди совокупности элементов тем, что она входит во все, что мы принимаем внутрь –не потому, что вода питает, а ради того, что она проводит питательные вещества и улучшает их консистенции.
Мы сказали, что вода не питает, ибо то, что питает, есть, в потенции, кровь и, в более отдаленной потенции – часть какого либо органа человека, а простое тело не способно, претерпев превращение, принять образ крови и образ органа, человека, пока оно не вступит в сочетание с другими элементами.
Но вода есть вещество, способствующее течению питательных веществ и их размягчению, и сопутствует им, когда они проходят к сосудам и устремляются к проходам. Без такого рода помощи нельзя обойтись во всем процессе питания.
Далее, вода различается не в отношении водянистого вещества, а смотря по тому, что к ней примешано, и по преобладающим в ней качествам. Лучшая вода – это вода родников, но не всех родников, а протекающих по чистой земле, в почве которой не преобладают никакие посторонние свойства и качества, или по земле каменистой, которая лучше сохраняется от загнивания земной гнилью. Но земля, состоящая из чистой глины, лучше, чем каменистая.
Хорошая вода не всякого чистого родника, а такого, который вместе с тем и течет, да и не всякого текущего родника, а родника, текущего и при этом открытого для солнца и для ветров, – ведь это одно из качеств, благодаря которым проточная вода приобретает достоинство. Что касается стоячей воды, то иногда она, являясь открытой, приобретает дурные свойства, которых не имеет, будучи в низине и являясь скрытой от солнца. Хороша также не всякая текучая вода, открытая для солнца, а лишь такая, у которой глинистое русло.
Знай, что воды с глинистым руслом лучше, чем те, что текут по камням. Ведь глина очищает воду, отнимает у нее посторонние примеси и делает ее прозрачной, а камни не делают всего этого. Но глина в русле должна быть чистой, без примеси ила, соли или чего либо другого, ибо случается, что если воды много и она течет с силой, примеси, вследствие своего обилия, переходят в ее естество.
«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)