Общее рассуждение о пульсе (Гален)

Гален считает, что ощутимым достоинством соотношения ритма пульса является достоинство, выраженное одним из следующих соотношений, встречающихся в музыке, о которых упоминалось выше. Это может быть отношение «целого к целому с пятью», то есть отношение утроенной величины к ординарной величине, ибо такое отношение есть отношение удвоенной величины к ординарной величине с добавлением половины удвоенной величины. Это и есть то, что называется «отношением с пятью». Либо это может быть «отношение с целым», то есть удвоение, либо «отношение с пятью», то есть увеличение наполовину, либо «увеличение с четырьмя», то есть увеличение на одну треть; либо увеличение на одну четверть. Дальше изменение уже не ощущается.

Я считаю очень важным установить эти отношения на ощупь. Это легче всего для человека, который по ремеслу привык иметь дело со степенями такта и соотношениями звуков и обладает способностью изучить музыку теоретически и сопоставить сделанное на практике с известным из теории. Такой человек, когда обратит наблюдение на пульс, быть может, почувствует эти отношения на ощупь.

Скажу еще: выделение особо категории упорядоченного и неупорядоченного пульса, которая является одной из десяти категорий, хотя и полезно, но неправильно при делении, ибо эта категория подходит в разряд неровного пульса и как бы является одним из его видов.

Что касается категории, взятой по ритму, то эта разновидность определяется сравнением величин отношений четырех промежутков времени, присущих двум «движениям» и двум «остановкам». Если ощущение не в силах установить все эти величины, то эта разновидность определяется сравнением величин отношения времени расширения артерий ко времени, протекающему между двумя расширениями, и вообще отношения периода движения ко времени покоя.

Те люди, которые вводят в эту область сравнение времени движения со временем другого движения и времени периода покоя с временем другого периода покоя, вводят одну область в другую. Впрочем, такое введение тоже допустимо и не невозможно, но только это нехорошо.

Ритм пульса – это качество, к которому приложимы упомянутые музыкальные отношения. Мы говорим: пульс бывает либо хорошего ритма, либо дурного ритма. Разновидностей пульса дурного ритма – три. Одна из них – это пульс изменяющегося ритма и переходящего ритма, то есть пульс, ритм которого является ритмом, присущим возрасту, смежному с возрастом обладателя исследуемого пульса; так, у детей бывает ритм пульса юношей.

Вторая разновидность – это пульс отдаленного по возрасту ритма, как например, когда у детей ритм пульса стариков, и третья – пульс, выходящий из ритма, то есть пульс, непохожий по своему ритму на пульс какого бы то ни было возраста. Выход пульса из ритма часто указывает на значительное расстройство состояния здоровья.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)