Серия опытов

В 1-ой серии опытов производилась хирургическая мобилизация грудного отдела пищевода от диафрагмы до дуги аорты на протяжении 10 — 12 см. В этих опытах, в отличие от аналогичных опытов В. Л. Зеляка (1964), пищевод окутывался полиэтиленовой пленкой, что препятствовало развитию формирующихся в этих опытах спаек (сосудов спаек).

Сопоставляя результаты этих опытов с данными В. Л. Зеляка, следует отметить, что сосуды спаек в этих условиях не оказывают существенного влияния на нормализацию ангиоархитектоники мобилизованного отдела пищевода.

По-видимому, это связано с большой пластичностью сосудов этого органа, которые довольно быстро перестраиваются и компенсируют недостаточность кровоснабжения ишемизированной части. В связи с этим отсутствуют побудительные причины для развития выраженных сосудов спаек.

Во 2-й серии опытов производилась хирургическая мобилизация шейного отдела пищевода от уровня перстневидного хряща до яремной вырезки грудины с одновременным прокладыванием полиэтиленовых пленок между пищеводом и окружающими органами, что предотвращало развитие сосудов спаек. В этих опытах макроскопически структура мобилизованного отдела пищевода существенно не нарушалась, однако сдвиги ангиоархитектоники, как и в предыдущих опытах, обнаруживались отчетливо.

Сдвиги ангиоархитектоники в опытах с мобилизацией шейного отдела пищевода в значительной мере сходны со сдвигами ангиоархитектоники после мобилизации грудного отдела пищевода, что свидетельствует о значительных компенсаторных взаимозамещающих возможностях интраорганных сосудов шейного и грудного отделов по длине пищевода.

В 3-й серии условия опытов усложнились, что позволяло отчасти выявлять пластичность сосудистых сплетений отдельных оболочек пищевода. С этой целью производилось циркулярное иссечение адвентициальной и мышечной либо слизистой и подслизистой оболочек в виде полосок шириной 1,5 — 2 см на уровне средней трети шейного отдела пищевода с одновременной его хирургической мобилизацией на всем протяжении (10 — 15 см).

При этом создавались условия перерыва прямого кровотока по иссеченным оболочкам, что способствовало прохождению крови в первую очередь по сосудистым сплетениям сохраненных оболочек. В этих опытах выявлялись значительные сдвиги ангиоархитектоники во всех оболочках пищевода, особенно в участках сохраненных оболочек, расположенных на уровне иссеченных оболочек.

В части опытов условия кровотока еще более усложнились: производилось полное пересечение с последующим сшиванием пищевода на расстоянии 5 — 7 см выше уровня избирательного рассечения оболочек, т. е. в небольшом отрезке пищевода нарушалась непрерывность кровотока по отдельным оболочкам пищевода в условиях, когда реваскуляризация его со стороны краниального отдела полностью исключена (После пересечения и сшивания пищевода).

Смотрите рисунок — Схема операций выключения экстраорганных сосудов и нарушения непрерывности сосудистых сплетений отдельных оболочек пищевода (положение 1, 2)

Эти опыты сочетались с мобилизацией шейного отдела пищевода.

В участках пищевода между линиями полного его пересечения и циркулярного иссечения подслизистой и слизистой оболочек васкуляризация стенки органа остается достаточной. В аналогичных опытах, но с циркулярным иссечением адвентициальной и мышечной оболочек, степень васкуляризации рассматриваемого участка недостаточна, причем здесь количество и диаметры сосудов уменьшаются в краниальном направлении, а в зоне вблизи линии полного пересечения отмечаются лишь единичные сосуды диаметром 50 — 70 мк.

Это свидетельствует о меньших компенсаторных возможностях подслизистого сосудистого сплетения по сравнению с высокой пластичностью адвентициального и мышечного сосудистых сплетений.

В 4-й серии опытов изучалась васкуляризация циркулярного шва пищевода после его пересечения и сшивания при нарушении кровоснабжения сшиваемых отрезков путем хирургической мобилизации одного из них на протяжении 5 — 6 см.

Смотрите рисунок — Схема операций выключения экстраорганных сосудов и нарушения непрерывности сосудистых сплетений отдельных оболочек пищевода (положение 3, 4)

В эти опытах через 7 — 10 дней после операции отмечаются значительные компенсаторные сдвиги ангиоархитектоники всех оболочек пищевода, наиболее выраженные в адвентициальной и подслизистой оболочках мобилизованного отрезка пищевода.

На всех препаратах этих опытов в краевых зонах отрезков пищевода вблизи линии шва обнаруживаются сгущение капиллярной сети, многочисленные колбовидные вздутия капилляров, расширенные прекапиллярные сосуды.

Это свидетельствует о хорошей васкуляризации зоны области шва как со стороны приводящего, так и отводящего отрезков пищевода, что теоретически должно благоприпятствовать заживлению шва.

Однако в ряде рассматриваемых опытов обнаруживалась несостоятельность шва. Здесь следует считаться с другими причинами (инфекция, подвижность органа и др.), которые, наслаиваясь, могут привести к расхождению шва.

Надо полагать, что установление морфологической достаточности инъекции кровеносных сосудов сшиваемых отрезков пищевода в рассмотренных весьма затрудненных условиях их кровоснабжения должно рассматриваться как первостепенный фактор, создающий все предпосылки для формирования достаточного шва пищевода.

Полагаем, что эти данные, равно как и данные исследований окольного кровотока глотки (Ш. Д. Джеентаев), могут привлечь внимание клиницистов, интересующихся хирургией этой области.

«Коллатеральное кровообращение органов при моделировании
патологических состояний и оперативных вмешательств»,
под ред. проф. А.Л.Лейтеса