Открытие южно-бережных и северобережных приморских санаториев

Открытие всех этих климатических приморских санаториев — южнобережных и северобережных — оказало громадное влияние на всю последующую постановку дела. Этим санаториям и их инициаторам мы обязаны самой идеей успешной борьбы с костно-суставным туберкулезом, привлечением к этому вопросу внимания широких врачебных кругов (обсуждение на съездах Пироговских и хирургических 1902, 1903, 1904 гг.) и введением новых методов климатического лечения, получивших исключительно широкий размах.

В дальнейшем и у нас, и за рубежом стали открываться климатические костнотуберкулезные санатории как сезонного, так и круглогодичного типа на горах, по берегам и в других лечебных местностях — климатических курортах.

Постепенно, в особенности за последние два-три десятилетия, значительно большее распространение и признание получили климатические санатории, устраиваемые не в курортных местностях, а в обычных местах жительства больных, на равнинах, в лесистых или степных и даже пригородных местностях с чистым воздухом.

Одним из первых поборников лечения костнотуберкулезных больных на местах их жительства был Т. П. Краснобаев, который еще в 1902 г. привлек внимание хирургов к этому вопросу.

Далее нельзя не отметить горячую проповедь проф. П. И. Тихова в защиту использования солнца и воздуха при лечении костнотуберкулезных больных даже в условиях больничной обстановки. В своей книге (1909) он пишет:

«Наиболее простым приемом, рассчитанным на лечебное влияние воздуха, тени и света, является помещение туберкулезных больных летом в саду прямо под открытым небом. Работая в Костромской Губернской Земской больнице, я подметил резкое несомненное улучшение в течение костно-суставного туберкулеза у больных, которые оставлялись в саду на целые дни прямо под деревьями. Не говоря уже о том, что подобное пребывание среди зелени оказывало могущественное влияние на психику больных, оставивших опротивевшую им казенную обстановку палат, заживление операционных ран, суставов и костей шло удивительно хорошо: вялые грануляции делались розовыми, раневое отделяемое уменьшалось и т. д. Иные больные устраивали себе род палаток из одеял и простынь, а многие предпочитали лежать прямо на солнце, купаясь в его лучах. Позднее я узнал, что Gallowy предложил так называемую System of tents, систему палаток, причем больные с туберкулезом суставов и костей могут целые дни оставаться на открытом воздухе».

Однако только при советской власти местное санаторное строительство получило широкий размах.

Как показал нам отечественный, теперь уже весьма значительный опыт, на местах жительства больных в местных климатических санаториях можно достигнуть весьма хороших результатов лечения костнотуберкулезных больных, если только настойчиво и умело пользоваться для лечебных целей климатическими факторами. Накопился достаточный материал для того, чтобы перенести центр внимания на самую методику.

Выяснилось, что дело не столько в том, где лечить климатом, сколько в том, как им лечить. Показания, методика и дозировка приобрели главенствующее значение.

Поэтому в настоящее время климатотерапия получила более широкое значение как метод использования с лечебной целью основных климатических факторов в любых условиях, в частности, на местах жительства больных.

Конечно, тем самым вопрос об использовании особых преимуществ климата курортных местностей не снимается с очереди, но лишь получает иное направление в смысле выработки более точных показаний и более точной диференциации методов лечения. С этой точки зрения климатотерапия является неотъемлемой составной частью всякого санаторного лечения, вне зависимости от места, и в основном сводится к систематическому использованию в лечебных целях свежего воздуха и солнечного света.

Этот вид лечения получил наименование аэро- и гелиотерапии.

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев