Радикальные операции

Включение нами радикальных операций в общую систему лечения в целях «изъятия» из организма отграниченных поражений привело к разрешению важнейшей проблемы туберкулеза — «излечимости» местного процесса, правда, на весьма узком участке, поражений коленного сустава; тем не менее это дало нам возможность расширить изучение проблемы излечимости и прежде всего попытаться перенести полученный опыт на другие объекты.

Кроме того, с этой же целью нами были пересмотрены все звенья нашей системы для изыскания добавочных путей воздействия на процессы изоляции, дезинтоксикации и десенсибилизации. Особое внимание с этой точки зрения мы придавали воздействию внешней среды, более широкому изучению влияния климатических факторов в сравнительном аспекте, по проблеме «север — юг», организовав опорные пункты ЛИХТ на Южном берегу Крыма и в Заполярье; это дало нам возможность не только уточнить показания для диференцированного климатического лечения, но и изучить влияние внешней среды как средства повышения и изменения реактивности организма в борьбе с туберкулезной инфекцией.

Сюда же относятся попытки оказать влияние на течение процесса при помощи фототерапии, лечебного питания, витаминизации, переливания крови, новокаиновой блокады, антибиотиков и других лекарственных средств как в целях излечения и улучшения процесса, так и в особенности в целях содействия более быстрому и более совершенному отграничению, тем самым расширяя показания для радикальных оперативных вмешательств, ликвидирующих местный процесс.

Сюда же могут быть отнесены наши многолетние опыты получения в эксперименте модели очагового костно-суставного туберкулеза, аналогичного человеческому, чего в известной степени нам удалось достичь; искусственно получаемые костнотуберкулезные очаги используются нами в качестве модели для экспериментальной терапии.

Таким образом, практические запросы поставили перед нами ряд теоретических проблем, посильное разрешение которых повело к расширению наших практических лечебных возможностей, к уточнению показаний и выбора способов лечения, к разработке новых методов и усовершенствованию старых.

Достигнутые при этом результаты, представленные здесь, оправдали возлагаемые нами надежды на организующую творческую роль связи теории с практикой, на большое значение связи научно-клинической и организационно-методической работы в борьбе с костно-суставным туберкулезом.

Руководя всеми исследованиями, проводимыми в институте, давая задания и проверяя их, я счел для себя возможным изложить в настоящей книге не только наши клинические, но также и все теоретические наблюдения, добываемые лабораторным путем, трактуя их с клинической точки зрения, что, я полагаю, принесет больше пользы практическим врачам, для которых предназначается эта книга.

Поэтому, обобщая весь наш опыт, я рассматриваю теоретические данные, добытые в результате всестороннего изучения патологии костно-суставного туберкулеза, как предпосылки и обоснования для наших клинических практических мероприятий, направленных на уточнение и разработку методик распознавания и лечения больных.

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев