Исследование ЛОР-органов 365 рабочих, занятых в производстве пенициллина и стрептомицина

При исследовании ЛОР-органов 365 рабочих, занятых в производстве пенициллина и стрептомицина, Н. К. Алиева (1971) выявила в слизистой оболочке верхних дыхательных путей у 26,5% субатрофические процессы, в том числе субатрофический ринит у 3,5%, субатрофический фарингит у 8,2%, субатрофический ринофарингит у 11,7%, субатрофический фаринголарингит у 3,2%, хронический гипертрофический фарингит у 3 рабочих, хронический тонзиллит у 5, эрозивный стоматит и гингивит — у 9, глоссит у 7. Кандидозная этиология выявленных изменений установлена у 25,1% рабочих.

У этих лиц субъективные жалобы обычно превалируют над объективными. Наиболее частыми жалобами являются затрудненное носовое дыхание, сухость в носу и глотке, носовые кровотечения, насморк и чиханье, снижение обоняния, осиплость голоса, головная боль и др.

При рентгенографии придаточных пазух носа у 81,1% лиц обнаруживается понижение прозрачности верхнечелюстных пазух.

Риносинусопатия сопровождается аллергическими проявлениями со стороны других органов. Эозинофилия обнаружена у 36,1% рабочих.

Обращает на себя внимание тот факт, что при положительной кожной пробе для определения чувствительности к антибиотикам у некоторых рабочих появляются признаки вазомоторного ринита. Изменения в дыхательных путях в ряде случаев сочетаются с кандидозом и токсическим поражением кохлеовестибулярного анализатора.

При обследовании больных в динамике спустя 1 — 5 лет [Алиева И. К., 1972] после прекращения непосредственного производственного контакта с антибиотиками уменьшилось число лиц, жалующихся на носовые кровотечения; у некоторой части обследованных отмечено улучшение состояния слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Между тем состояние придаточных пазух носа оставалось без изменений.

Это свидетельствует, что заболевания верхних дыхательных путей, вызванные антибиотиками, отличаются стойкостью.

На выраженные изменения в слизистой оболочке верхних дыхательных путей и кохлеовестибулярном аппарате у работающих в контакте с пенициллином и стрептомицином указывает также Н. Я. Шалашов (1972). Из 154 обследованных рабочих 86,3% предъявляли жалобы на чиханье, носовые кровотечения, сухость в носу, першение в горле, шум в ушах, головокружение, шаткость походки, двустороннее понижение слуха, неразборчивость восприятия слов разговорной речи и др.

Аллергический ринит выявлен у 10,7%, риносинусопатия — У 30,5%, субатрофический фарингит — у 63,3%, кандидоз верхних дыхательных путей — у 20,8%. В контрольной группе (100 человек) хронический субатрофический фарингит отмечен у 31%, а аллергический ринит и риносинусопатии не обнаружены.

При исследовании слуха у этих лиц выявлены две формы нарушения: острая и хроническая; острая форма установлена у одного, а хроническая у 14 рабочих. Для уточнения уровня поражения звукового анализатора проведены пороговая и надпороговая тональная и речевая аудиометрия, а также определена слуховая чувствительность к ультразвуку.

При этом установлено, что у 17 человек пороги слуха были повышены на 10 — 65 дБ в области 125 — 4000 Гц. Дифференциальные пороги силы звука (ДПС) у 17 рабочих были понижены (0,3 — 0,7 дБ), у 28 — повышены (4,0 — 6,0 дБ) и у 56 — в норме (0,8 — 1,5 дБ). При нормальном восприятии чистых тонов ДПС у 14 человек были повышены и у 15 — понижены.

Пороги ультразвука (75 кГц) оказались повышенными (1,0 — 30,0 дБ) у 46 и в норме (0,5 дБ) у 50 человек по сравнению с лицами контрольной группы (50 человек), не подвергавшимися профессиональному воздействию антибиотиков.

Нарушение функции центрального отдела звукового анализатора установлено у 86 человек.

Функциональное исследование вестибулярного аппарата выявило угнетение его возбудимости разной степени выраженности у 46 человек.

Такие антибиотики, как стрептомицин и особенно неомициновая группа (неомицин, мономицин, канамицин, гентамицин и др.), оказывают выраженное ототоксическое действие. Особенно токсичен неомицин. Он почти в 30 раз более токсичен, чем стрептомицин, и в 6 раз чем дигидрострептомицин.

Описываемые антибиотики оказывают токсическое действие на нейроэпителий периферических отделов слухового и вестибулярного анализаторов, их проводниковые отделы и клетки соответствующих ганглиев.

Возникают различные дегенеративные изменения как в спиральном органе, так и в центральных звеньях слуховой рефлекторной дуги — вестибулярных и кохлеарных ядрах продолговатого мозга. Эти препараты проникают и в лабиринтную жидкость, откуда выводятся медленнее, чем из крови, вследствие чего могут сохраняться в ней и после прекращения антибиотикотерапии.


«Профессиональные заболевания ЛОР-органов»,
В.Е.Остапкович, А.В.Брофман