Полное восстановление голосовой функции у вокалистов

Полное восстановление голосовой функции у вокалистов наступает через 6 — 12 ч голосового покоя, иногда и позже. Исследования, проведенные с целью определения времени, когда полностью исчезают признаки утомления голоса, позволяют считать, что после спектакля для полного восстановления нормального состояния организма для солистов требуется отдых не менее суток.

Перерыв между выступлениями в больших спектаклях для ведущих исполнителей требуется от 3 до 4 дней [Ермолаев В. Г. и др., 1970].

В предупреждении профессиональных заболеваний большое значение имеют природная выносливость, закаливание и приспособляемость организма, в частности голосового аппарата. Одни артисты могут петь в любых условиях и при наличии патологических процессов в гортани, другие в этих условиях заболевают и вынуждены длительное время лечиться.

Наблюдения за состоянием профессионалов голоса показали, что те лица, которые занимаются физической культурой, делают утреннюю гимнастику, принимают водные процедуры, меньше подвергаются влиянию простуды и реже страдают заболеваниями голосового аппарата.

В. Г. Ермолаев и др. (1970) считают, что профессиональные заболевания голоса возникают в результате перегрузки голосового аппарата (форсирование, твердое атакирование звука, пение с превышением тесситуры и др.) и психического напряжения.

Формы проявления профессиональных заболеваний следует разделить на три степени. Первая степень протекает без видимых изменений со стороны голосового аппарата. Имеются только субъективные ощущения: быстрая утомляемость голоса, потеря звонкости, появление детонации, напряженность. После полного голосового покоя в течение 2 — 3 дней это состояние проходит в том случае, если имелось перенапряжение голоса.

Вторая степень выражается не только субъективными ощущениями, но при осмотре гортани отмечается миопатический парез голосовых мышц. Этим объясняется вялость краев голосовых складок с одной или двух сторон. При стробоскопическом исследовании обнаруживается отсутствие синхронности колебаний между голосовыми складками.

Ко второй степени нарушений относят также так называемый катар усталости, при котором отмечается легкая гиперемия истинных голосовых складок и черпаловидной области, расширение сосудов на поверхности истинных складок, гиперфункция ложных голосовых складок. Катар усталости влияет на тембр и яркость звучания голоса. Он возникает вследствие систематической перегрузки и недостатка техники голосоведения.

Третья степень характеризуется длительным и значительным нарушением голоса.

Стараясь работать при патологически измененном голосовом аппарате, певец изменяет манеру звуковедения, которая в дальнейшем становится уже привычной, и голосовая функция, даже после выздоровления, остается неполноценной.

К этой группе заболеваний относятся краевые отеки, отслойки слизистой оболочки, вялость складок, недостаточность смыкания голосовой щели и нарушения различной степени вибраций голосовых складок, кровоизлияния, кистозное или подобное фиброме образование.

Причинами кровоизлияния могут быть твердое такирование, резкая нота, крик, сильный кашель, варикозное расширение сосудов на поверхности складок.

«Профессиональные заболевания ЛОР-органов»,
В.Е.Остапкович, А.В.Брофман