Токин установил в растениях летучие, нелетучие и мало летучие противомикробные вещества; точно такие же и мы нашли в меде. Токин доказал, что растения вырабатывают фитонциды со специфическими для растения противомикробными свойствами; со своей стороны и мы установили, что противомикробное действие различных видов меда зависит от вида растения, с которого взят нектар.
Токин считает, что противомикробное действие фитонцидов зависит от теплоты, света, сезона и вида растения. Из данных наших исследований видно, что эти факторы также оказывают влияние на противомикробное действие меда. Провели мы и сравнительные опыты с различными видами меда и соком чеснока. Наблюдались одни и те же дегенеративно-некротические изменения у простейших под действием меда и чесночного сока.
В серии сравнительных опытов мы нашли единство противомикробного действия меда и некоторых из известных антибиотиков (пенициллин, стрептомицин, биомицин) на инфузории. Опираясь на мнение Токина, мы можем сказать, что эти антибиотики тоже фитонциды, но полученные из низших растительных организмов (бактерии, плесени).
Как фитонциды попадают из растений в пчелиный мед? Нектар, пыльца и соки растений богаты фитонцидами, а это источники, из которых пчела приготовляет мед.
Различные растения производят фитонциды различного химического состава и с различным противомикробным действием. Известны сотни видов растений, производящих качественно и количественно различные фитонциды. Одни виды растений выделяют преимущественно сильно летучие, другие — мало летучие, а третьи — нелетучие фитонциды.
Вместе с нектаром в мед попадают и фитонциды. Одна часть их попадает в тело пчелы, а другая — в мед. Большое разнообразие антибактериальных свойств различных видов меда зависит от различных видов фитонцидов, находящихся в нем.
«Мед и медолечение», С. Младенов