Развитие медицинской этики и деонтологии

В разные исторические эпохи у народов мира существовали свои представления о медицинской этике, связанные с укладом жизни, обусловленным национальными, религиозными, культурными и другими особенностями. История дает множество примеров того, как морально-этические нормы, связанные со здоровьем и жизнью людей, понимались при различных общественно-экономических формациях.

При первобытнообщинном строе, например, ослабевших стариков оставляли в одиночестве у потухающего костра. В Древней Греции врачи лечили только свободных граждан. Рабы, как правило, пользовались медицинской помощью знахарей и рабов, случайно приобщившихся к медицине. Дошедшие до нас сведения о требованиях, предъявляемых к представителям медицины у народов древности, касаются преимущественно врачей.

О том, насколько отличалась медицинская этика в различные исторические периоды у разных народов, можно судить по некоторым сохранившимся предписаниям. В древней Индии от медика требовалось не прописывать никакого лекарства людям, которых не любит король или народ, а также лицам чрезвычайно уродливым, испорченным, опасным, диким и неукротимым, коим не нужно советовать и помогать. Образцовый служитель медицины в древней Индии «представляется личностью в высшей степени симпатичною как по внешнему виду, так и по душевному складу.

Он имеет тонкий стан, благородный облик, тихий и приятный голос, он опрятен, рассудителен, скромен, терпелив, вежлив и ласков в обращении со всеми, обладает чистым сострадательным сердцем, спокойным темпераментом, твердым характером, отличается величайшею умеренностью и целомудрием, набожностью и добротою, он охотно лечит даром бедных, сирот, чужестранцев и всегда свято хранит семейные тайны».

Знаменитый персидский врач и энциклопедист Абу Бакр ар Рази (865—925 гг.) писал, что «человек, посвятивший себя служению медицине, прежде всего должен быть образованным, скромным, правдивым и гуманным. Кроме того, он должен быть рассудительным целителем, глубоко вникать в суть любого вопроса».

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов