Вклад в развитие медицинской этики и деонтологии

Положительную роль в развитии современных принципов медицинской этики и деонтологии оказала так называемая Салернская медицинская школа, возникшая на юге Италии в IX веке и в 1213 г. вошедшая в состав Салернского университета на правах факультета.

Представители этой школы проводили в жизнь гуманные принципы античной медицины. Большое влияние на развитие медицинской этики и деонтологии оказали взгляды мудрого таджикского ученого X—XI вв., врача и философа Абу Али Ибн Сины, который в Европе прославился под именем Авиценны. Основные идеи его учения содержатся в энциклопедическом труде «Каноны врачебной науки», а также в фундаментальном сочинении «Этика».

В трудах Ибн Сины имеются рекомендации: «Выздоравливающего нужно оберегать от всего того, что волнует, даже от громких звуков. Его подобает держать в покое, веселить и радовать…».

Больным Ибн Сина советует гулять «сколько нравится, исключив всякие мысли о делах, предписывает покой, безмятежное состояние духа, тишину», о туберкулезном больном говорится, что «он должен постоянно нюхать цветы и все время лежать, пребывая в покое и неподвижности, и избегать гнева и раздражения. Ему не следует сообщать печальных известий…».

Большой вклад в развитие медицинской этики и деонтологии внесли русские клиницисты С. Г. Забелин, Д. С. Самойлович, М. Я. Мудров, И. Е. Дядьковский, Н. И. Пирогов, В. А. Манассеин, В. М. Тарновский и мн. др. Выдающиеся врачи часто выступали перед Ибн Сина (Авиценна), студенческой аудиторией с лекциями о том, каким должен быть врач, как он должен работать.

Лучшие представители отечественной медицины понимали этику не как свод правил, определяющих профессиональное поведение врача, а как учение о долге врача не только перед больным, но и перед народом, т. е. о гражданском долге врача.

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов