Жизнь Мудрова

Мудров воспитывает в медиках наблюдательность, терпение и трудолюбие. В его речи, названной «Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача», содержались основные положения деонтологии: «Многое от больного надобно скрывать, всегда входить к нему с веселым и утешительным лицом, отводить его от прихотей, обличать в ошибках с неудовольствием, уговаривать с ловкостью и утешать, но не открывать настоящего положения болезни и будущего оной исхода».

Неприятие угодничества, чинопочитания и лицемерия содержится в высказываниях Мудрова: «Есть ли кто из врачей соглашается с человеком слепым, того надобно бегать, как чудовища, а потому нужно избегать и благосклонности и неприличной врачу любезности, которая часто портит единство лечения в пустую угодность дурным советникам».

Со свойственной ему лаконичностью и непримиримостью отстаивает Мудров принцип коллегиальности, взаимоуважения медиков: «…умный и благомыслящий врач не будет из зависти поносить другого; в противном случае он тем самым докажет свое слабоумие. Сие делают только площадные торгаши, которые ищут прибытка».

Жизнь Мудрова явилась примером самопожертвования, беззаветного служения народу. Проф. М. Я. Мудров добровольно поехал на вспышку холеры в Петербург и погиб там при исполнении обязанностей. О благотворном целительном влиянии на больного разнообразной обстановки говорил выдающийся русский врач и общественный деятель В. А. Манассеин.

В лекциях, изданных в 1877 г., он писал, что в унылой однообразной обстановке многие пациенты гибнут «не от болезней, а от больниц». Манассеин отмечал, что вниманию мысли больного решительно не на чем остановиться и, следовательно, они неизбежно должны сосредотачиваться на собственных болезненных ощущениях.

Манассеин ратовал за придание «…возможно уютного вида палатам больниц, что может быть достигнуто размещением групп цветов, хороших гравюр на стенах, птиц в клетках, аквариумов…, которые помогут нам, нисколько не нарушая гигиенических требований чистоты и простора, в значительной степени устранить тот однообразный, уныло мертвый характер, которым в настоящее время веет от каждой почти больницы, от ее голых стен, одинаковой для всех одежды и рядов выстроенных кроватей».

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов