Атмосфера «исцеляющего молчания»

Одному из авторов этой книги довелось лечить больную П., 50 лет, страдающую хроническим колитом. На ее прикроватной тумбочке постоянно находились популярные медицинские журналы и брошюры раскрытые на тех страницах, где были опубликованы статьи о наиболее тяжелых заболеваниях органов брюшной полости. Характерные жалобы и симптомы она подчеркивала красным карандашом. Несмотря на сдержанность врача, пациентка буквально засыпала его вопросами по прочитанным материалам, ненадолго успокаивалась после убедительных, исчерпывающих ответов врача, доказывающих несоответствие прочитанного и состояния мнительной пациентки. Попытки прекратить «дальнейшее самообучение» пациентки не увенчались успехом. Врачу пришлось прибегнуть к «крайней мере» — изъять медицинские журналы и запретить доставлять их впредь до наступления ремиссии заболевания.

Этот случай не является исключительным в медицинской практике.

Анализируя психоэмоциональное состояние заболевшего человека, акад. А. Ф. Билибин сказал: «Наш больной — это личность, отягощенная заботой о своем здоровье. Он — человек с обостренным чувством существования. «Я» у него кровоточит и он терзается заботой о нем. Он ищет понимания своего горя не только по-научному, но и по-человечески».

Атмосфера «исцеляющего молчания» в палате или доме выздоравливающего нередко способствует отвлечению мыслей больного от его страдания, что ускоряет выздоровление. В борьбе с эгогениями роль медицинской сестры заключается в поддержании у больного веры в благоприятный исход болезни, что прежде всего требует отказаться от самого термина «больной», заменив его на более вежливое обращение по имени и отчеству. Интересно освещает деонтологические аспекты взаимоотношений пациентов с врачами и сестрами врач-писатель Юрий Крелин в рассказе «Аппендицит».

Он как бы взирает на всю привычную в общем-то ситуацию поступления в приемное отделение встревоженными и сомневающимися глазами пациента: «В ожидании оформления я и не заметил, как у меня пропала фамилия — все называют меня только «больным». Сестра говорит «больной». Санитарка говорит — «больной». А может быть, это ошибка — может, я не больной? Ведь доктор меня еще не смотрел…».

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов