Молодой хирург-преподаватель

Молодой хирург-преподаватель с увлечением рассказывал группе студентов о желчном пузыре, о его важнейшей роли в организме человека, о попытке искусственного создания этого органа. Разговор шел в палате, где у одной больной был удален желчный пузырь, а другая готовилась к холецистэктомии.

После обхода врачу доложили, что все больные плачут, и ему пришлось долго их убеждать в целесообразности и оправданности проводимого им лечения. Частой причиной переживаний, возникающих у больных, а нередко и у здоровых, становится выявленное, но не объясненное врачом отклонение от нормы, например шумы в сердце, хрипы над легкими, пальпируемые в животе образования, увеличенные печень и селезенка. Необходимо воздержаться информировать больных о таких «находках».

Если уж сообщать о них больному, то необходимо давать простые и, по возможности, безобидные объяснения: «хрипы над легкими» связаны с длительным пребыванием в положении на спине или «пальпируемое образование» — не что иное, как спазмированная кишка. В беседах с больными следует избегать непонятных для них специфических терминов. Необходимо подчеркнуть, что высокие принципы профессиональной этики не допускают в отношениях между сестрой и больным элементов «ухаживания».

Надежным предупреждением этого является прежде всего строгость в отношениях с больными. Могут встречаться пациенты со сниженной самокритикой, развязные. В таких случаях вызывающие действия подобных больных не должны обезоруживать сестру.

Врач М. Л. Воловская (1976) по этому поводу замечает: «…любовь, нежность и теплота никогда не должны переходить в интимность. Фельдшер и медицинская сестра должны знать и чувствовать, когда следует отдалиться от больного, не отягощая его своим присутствием, а когда быть около него, чтобы устранить возникшее недоразумение, если нужно, обратившись за помощью к врачу».

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов