Авторитет в вопросах охраны здоровья

Медицинская сестра должна являться безусловным авторитетом в вопросах охраны здоровья, личным примером пропагандируя среди окружающих здоровый образ жизни. Как бы ни скрывала медицинская сестра свою слабость к табаку, специфический запах, исходящий от кожи, рук, волос, одежды, остро воспринимается больным и может препятствовать установлению между больным и сестрой теплых, доверительных отношений.

Опрятность медицинской сестры, содержание в чистоте одежды и обуви, сдержанность в использовании ультрамодных деталей одежды определяются требованиями медицинского этикета. Медицинская сестра должна активно участвовать в психотерапевтическом обнадеживании больных, которое можно расценивать как важный элемент реабилитации, т. е. восстановления их жизнеспособности.

Замечательный русский врач М. Я. Мудров, указывая на важность психотерапии, говорил: «Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпываются из науки мудрости, чаще из психологии. Своим искусством печального утешить, сердитого умягчить, нетерпеливого успокоить, резкого испугать, робкого сделать смелым, скрытного откровенным, отчаянного — благонамеренным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания».

Эффективно проводить психотерапевтическое воздействие в послеоперационном периоде, а также в терапевтических стационарах после курса интенсивной терапии. Психотерапия необходима в те периоды лечения, когда больной, с одной стороны, ощущает успех лечения, а с другой — чувствует неуверенность, обеспокоенность за состояние здоровья.

Секрет установления доверительных взаимоотношений между медиком и пациентом раскрыт врачом О. В. Кербиковым в воспоминаниях о крупном отечественном психиатре П. Б. Ганнушкине: «…его отличительная черта — это доброжелательная заинтересованность. При беседе с ним больной чувствовал и понимал, что эта беседа для Ганнушкина нечто большее, чем служебная обязанность, что рассказ больного интересен для Ганнушкина, что он даже увлекает его. Ганнушкин при этом обычно не скрывал своих чувств: он смеялся, сожалел, сердился, сопереживал. Это, возможно, главное. И это располагало к нему больных, они полностью раскрывались в беседе с ним… Равнодушие и безучастность — качества, чуждые Ганнушкину. Интерес к происходящему в жизни — характерная для него черта».

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов