Профессиональная тайна медицинского работника

Как отметил на Второй Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии Г. В. Морозов: «При современной организации медицинского обслуживания врачебная тайна становится уже по существу профессиональной тайной не одного только врача, но и других лиц, работающих в лечебном учреждении. Соответственно эта часть деонтологии также нуждается в совершенствовании».

В связи со специализацией медицины в лечебно-диагностический процесс включаются врачи-консультанты, а также большое количество медицинского персонала вспомогательных кабинетов. Практически каждый сотрудник любого подразделения в лечебном заведении, где побывала история болезни больного, посвящается во врачебную тайну. В этой связи появились предложения изменения терминологии, так как врачебная тайна становится тайной всего лечебного заведения, повышается роль «коллективной ответственности» за сохранение врачебной тайны.

Профессиональная тайна медицинского работника появилась и длительное время рассматривалась лишь как «врачебная тайна». Древнегреческие врачи в V веке до н. э. установили для врачебного сословия клятву, которая являлась как бы кодексом профессиональной этики.

В этой известной клятве Гиппократа говорится: «Что бы я ни видел, что бы я ни слышал при общении с людьми во время отправления своей профессии или даже вне ее, я умолчу о том, чего не следует разглашать, считая молчание в данном случае своим долгом».

В «Наставлениях для врачей» Али бинни ал-Аббаса Ахвози (X век) указывалось, что врач обязан хранить тайны больных и не разглашать их ни чужим, ни приближенным, ни своим родственникам.

Величайший врач древности Ибн Сина писал: «Оберегай тайну от всех расспрашивающих и будь осторожен: ведь благоразумие — это нечто другое, нежели осторожность. Пленница твоя — твоя тайна, если ты сберег ее, и ты пленник ее, если она обнаружилась».

В средние века понятие профессиональной тайгны нашло свое отражение в уставе Парижского медицинского факультета (1600 г.).

«Под профессиональной тайной должно пониматься все то, что в интересах известного лица не должно быть разглашено и стало достоянием другого лица, благодаря профессии последнего», — писал в 1893 г. доктор Ю. Г. Малис.

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов