Грудная жаба и инфаркт миокарда (продромальный период)

Примерно в половине случаев инфаркту миокарда предшествует такой продромальный период. Однако и в объективном исследовании кроются возможности ошибок. Главный их источник в том, что при исследовании врач часто фиксирует внимание только на то место, на тот орган, на который указывает больной.

Если больной жалуется на боли в области сердца, его и исследуют, если указывает на боль в подложечной области и диспепсические явления, врач все внимание направляет на исследование брюшной полости и симптомы со стороны других органов учитывает недостаточно.

Между тем при исследовании сердца можно обнаружить изменения, заслуживающие большого внимания. При инфаркте миокарда тоны часто бывают чрезвычайно глухи, иногда совсем не выслушиваются. В общей картине болезни это очень важный симптом.

Особенно велико его значение, если удается отметить динамику в силе тонов, когда после тяжелого приступа болей тоны, особенно первый, становятся очень глухими или очень глухие после приступа тоны в последующие дни становятся отчетливее.

Нередко можно обнаружить при выслушивании укорочение диастолической паузы как показатель ослабления мышцы сердца, ритм галопа — важный симптом при инфаркте, иногда экстрасистолию или мерцательную аритмию. При ежедневном исследовании всей области сердца можно выслушать преходящий шум трения перикарда.

Артериальное давление низкое, пульс мал, и при внимательном исследовании можно иногда выявить при правильном ритме неравную силу пульсовых волн (pulsus inaequalis или pulsus alternans) как признак тяжелого ослабления сердца.

Однако и здесь следует иметь в виду, что не всегда тоны при инфаркте очень глухи, в отдельных случаях они могут быть достаточно звучны. Пульс бывает вполне удовлетворительного наполнения, нарушения ритма встречаются также далеко не постоянно.

Диагноз инфаркта миокарда ставят не на основании одного симптома и от этого диагноза не отказываются из-за отсутствия одного или двух признаков.

«Неотложные состояния в клинике внуренних болезней»,
С.Г.Вайсбейн