Патогенез сосудистой недостаточности

Патогенез сосудистой недостаточности представлен нами в приводимой ниже схеме. В клинике внутренних болезней острая недостаточность кровообращения сосудистого происхождения наблюдается при некоторых инфекциях, отравлениях ядами, при резком обезвоживании и обессоливании организма.

Наблюдается коллапс метаболического происхождения (ацидотическая кома у больного диабетом), гормонального (острая надпочечниковая недостаточность, тиреотоксический криз), шок гемотрансфузионный, гемолитический, анафилактический, плевролегочный, при эмболии легочной артерии.

Наиболее четкий показатель наличия и тяжести сосудистой недостаточности кровообращения
— степень снижения артериального давления. В тяжелых случаях максимальное давление снижается до 60 — 50 мм рт. ст. или совсем недоступно измерению.

Пульсовое давление очень низкое, низкое венозное давление, как и давление в правом предсердии. Внешний вид больного, находящегося в состоянии коллапса, вызывает тревогу. Черты лица заострившиеся, лицо бледное, иногда цианотичное, глаза ввалившиеся, тусклые, кожа покрыта липким потом, конечности холодные, синюшные.

Дыхание учащенное и поверхностное, пульс частый, малый и мягкий или не прощупываемый, обычно видимые вены незаметны. Больной лежит неподвижно, безучастен к окружающему, едва отвечает на вопросы. Жалуется на холод, слабость, часто на жажду, иногда ощущение наступающего обморока.

При нарастании коллапса сознание постепенно угасает, дыхание слабеет и больной погибает. Если сосудистая недостаточность возникает в связи с травмой, обширным ожогом, после оперативного вмешательства или при перитоните, обычно пользуются термином «шок».

В клинике внутренних болезней чаще пользуются термином коллапс, хотя и говорят о шоке плевральном, кардиогенном, гемолитическом и др. Часто оба термина применяются для обозначения одного и того же состояния. Сосудистую недостаточность при инфаркте миокарда называют то шоком, то коллапсом. Выраженной разницы в клинической картине коллапса и шока не существует.

Проводить разграничение между ними по патогенезу трудно, так как нет еще достаточного представления о нем ни при коллапсе, ни при шоке различной этиологии (Г. Ф. Ланг). Эту точку зрения разделяют и ведущие современные патофизиологи (Д. Е. Альперн, Burger, Sodeman и др.).

В картину шока входят явления сосудистого коллапса. Вопрос о том, можно ли на этом основании считать идентичными понятиями «шок» и «коллапс», до сих пор окончательно не решен. Одно из наиболее распространенных проявлений коллапса — обморок. В патогенезе обморока лежит внезапное и кратковременное нарушение кровоснабжения центральной нервной системы.

В большинстве случаев причиной является остро развившееся рефлекторное падение сосудистого тонуса: при болевом приступе (внезапное закрытие венечной артерии сердца, почечная или печеночная колика, укол иглой шприца, экстракция зуба), при сильном волнении, а иногда и при виде крови или при пребывании в душном помещении.

Некоторые лица, преимущественно молодого возраста, отличающиеся повышенной вазомоторной и эмоциональной лабильностью, особенно девушки, имеют предрасположенность к обморочным состояниям.

В предрасположенности к обморокам играют роль только что перенесенные острые инфекционные заболевания, ослабление в результате недоедания и т. д.

«Неотложные состояния в клинике внуренних болезней»,
С.Г.Вайсбейн