Память (Конкретно-образная и словесно-логическая)

Исходя из особенностей личности, память различается на конкретно-образную и словесно-логическую. В первом случае воспоминания носят яркий, образный характер. Картины пережитого воспроизводятся, репродуцируются чрезвычайно живо, со всеми малейшими деталями.

У некоторых художников эта особенность выражена в такой значительной степени, что они могут писать портрет с человека, которого они представляют себе сидящим перед ними. Лица с конкретно-образным типом памяти в ряде случаев способны, представляя себе страницы прочитанного до этого, буквально считывать текст.

У людей с преимущественным развитием памяти отвлеченной, словесно-логической, абстрактно-обобщающей при репродукции выступает преобладание представления о сущности пережитого события, образность же, детальность, красочность выражены слабо. То же касается понимания какого-либо явления, содержания прочитанной книги и т. п. Как видно, эти формы памяти свойственны определенным типам высшей нервной деятельности — художественному и мыслительному.

Еще одна характеристика памяти по выраженности анализаторной системы при запоминании и воспроизведении — это зрительный, слуховой и двигательный типы памяти. Так, одни люди запоминают лучше зрительно, другие — на слух, а третьим необходимо произносить слова шепотом или записывать их.

Мышление представляет собой следующую, еще более высокую форму познания, включающую в себя все предыдущие. Это процесс отражения действительности, проникающий в самую сущность предметов и явлений, познающий их общие свойства, определяющий их взаимодействия, их взаимоотношения, выводящий общие правила и законы. Как уже указывалось, деление психической деятельности на отдельные категории в значительной степени условно, но необходимо.

В данном случае об этом упоминается, поскольку компонент мышления, конечно, имеет место и в процессах восприятия и представлений. От конкретных жизненных предметов и явлений мышление идет в сторону все более высоких обобщений и абстракций с тем, чтобы, постигнув основные закономерности познаваемого, вернуться вновь к его конкретно-образным истокам с целью применения на практике этих закономерностей.

«Уход за больными с невротическими состояниями»,
Л.Г. Первов