Гипноз

Гипнотическое внушение отличается от рациональной психотерапии тем, что при нем происходит восприятие сознанием определенных внушаемых представлений без достаточной критики со стороны объекта внушения, если эти внушения не противоречат существенным интересам личности.

Это происходит на фоне большей или меньшей заторможенности коры головного мозга, при наличии суженного сознания, бодрствующего пункта, осуществляющего контакт (раппорт) с гипнотизирующим лицом.

Для человека наиболее сильным условным раздражителем является слово. Слова «свет», «темнота», «холод», «тепло», «кислый лимон» и др. способны вызвать соответствующие реакции со стороны зрачка глаза, кровеносных сосудов, кожи, слюнных желез и т. д.

Недаром существует выражение, что словом можно и убить, и оживить человека. Слова, связанные с расслаблением, покоем, со сном, в определенных условиях могут вызвать состояние сна или гипноза.

В последнем случае это будет внушенный частичный сон с наличием бодрствующего участка суженного сознания. Поскольку сознание здесь резко сужено, слова внушения воспринимаются без достаточной критики и способны производить значительные изменения в функциональном состоянии организма.

И. П. Павлов (1951) определил внушение как «наиболее упрощенный типичнейший условный рефлекс человека». Б. Н. Бирман (1927) впервые образовал экспериментально сторожевой пункт у собаки на условный пищевой раздражитель — тон до-256. Предварительно у собаки вырабатывался условный пищевой рефлекс на тон до-256, подкреплявшийся пищей.

Другие соседние тоны пищей не сопровождались, и при их действии в мозге животного возникал процесс торможения. В дальнейшем при изолированном продолжительном действии этих тормозных тонов собака засыпала вследствие распространения торможения на весь мозг. Из состояния сна ее не могли вывести даже достаточно громкие звуки, но пробуждал тон-256. Так была создана модель сна со сторожевым пунктом или модель гипнотического состояния с раппортом.

Данные явления не представляют собой ничего уникального. В естественных условиях спящие тюлени, например, не реагируют на несущественные для них в данных условиях раздражители: шум волн, крики чаек и т. п., но сразу пробуждаются при тихом звуке — сигнале действительной опасности, издаваемом вожаком. Точно так же пробуждается мать даже при тихом стоне своего больного ребенка.

Просыпается человек, давший себе с вечера задание проснуться в определенное время, и т. п. Во всех этих случаях в мозге образуется участок (вернее, система) повышенной возбудимости, направленный на восприятие явления, наиболее важного для организма в данной ситуации.

При начавшемся действии этого раздражителя возбуждение возрастает, распространяется по мозгу, что и ведет к пробуждению. В гипнотическом состоянии бодрствующий участок остается относительно стабильным благодаря словам внушения.


«Уход за больными с невротическими состояниями»,
Л.Г. Первов