Больной — это прежде всего человек, и отношение к нему должно быть соответственное, человеческое, уважительное, не унижающее его достоинство. Называть больного следует по имени и отчеству и на Вы, не допуская обращения по фамилии или «больной» и на «ты».
Доброжелательность и твердость являются основным принципом отношения к больному. Сухой, официальный тон или грубое командование недопустимы так же, как фамильярность и сюсюканье.
Эти положения особенно подчеркивает медсестра М. Ф. Дьяченко (1977). Зависимость больного и его подчиненность во взаимоотношении с медсестрой есть и должны быть, но они обусловлены прежде всего интересами самого больного, и нужно добиться того, чтобы он это понимал.
Больные неврозами с их обостренной чувствительностью обычно резко реагируют на всякое проявление неискренности, фальши во взаимоотношениях с медперсоналом, поэтому при общении с ним не следует играть какую-то роль, изображая себя не тем, кто есть в действительности.
Важны внутренняя доброжелательность, стремление помочь больному, а это проявляется невольно в общем выражении лица, в тоне голоса, в каком-либо жесте, во всем поведении, подчиненном необходимости адекватного реагирования на состояние больного, вне зависимости от характерологических особенностей самой медсестры. Известный венгерский психиатр, невропатолог, психотерапевт И. Харди (1981) пишет, что главная задача медсестры заключается в уходе за больными и в занятиях с ними, подчеркивая значение психологического воздействия медсестры на больного.
В настоящее время медсестра должна обладать все более сложными медицинскими, естественнонаучными, а также техническими познаниями и навыками, а ее деятельность характеризуется чрезвычайным многообразием, многосторонностью.
При этом создается опасность механического, формального выполнения своих обязанностей, где все очень правильно и все бездушно. Конечно, при таком подходе возникает обезличивание больных, и настоящего контакта между ними и сестрой не образуется.
«Уход за больными с невротическими состояниями»,
Л.Г. Первов