«Условные» температурочувствительные мутанты RSV

G. S. Martin (1970) один из первых представил веские экспериментальные данные, указывающие на наличие определенного дискретного фрагмента в геноме вируса саркомы Рауса (RSV), ответственного за трансформированный фенотип. Им были получены «условные» температурочувствительные (ts) мутанты RSV (ts-RSV).

Куриные фибробласты, трансформированные этими мутантами при пермиссивной температуре, в течение 24 ч возвращались к нормальному фенотипу при переносе в непермиссивные условия. После обратного переноса клеток в пермиссивные условия через несколько часов они вновь восстанавливали трансформированный фенотип.

Причем изменения температуры не влияли на репродукцию вируса. Аналогичные данные были получены в экспериментах на ts-мутантах вируса саркомы Фуджинами (ts-FSV) [Lee W. Н. et al., 1981].

Последующие убедительные доказательства в пользу существования онкогенов в геноме ретровирусов сарком были представлены в серии работ, посвященных характеристике дефектных по трансформации делеционных мутантов tdRSV, образующихся при длительном пассировании in vitro дикого штамма RSV, а также при сравнительном анализе структуры геномной РНК ретро-вирусов сарком. Было установлено, что РНК tdRSV на 1500 пар оснований короче РНК дикого варианта.

Длина РНК RSV дикого штамма соответствует 10 кб1, а РНК мутантов имела 8,5 кб.
Этот отсутствующий в td-мутанте фрагмент, как показал фингерпринтный анализ, локализовался в области З´-конца субъединицы варионной РНК RSV. Такие td-мутанты обладали способностью размножаться в чувствительных клетках, а по биологическим свойствам, в частности по патогенности, были неотличимы от вируса лимфоидного лейкоза кур.

Следовательно, онкоген не нужен для репродукции ретро-вируса и сравнительно легко (в процессе пассирования в культуре клеток) утрачивается у значительной части популяции вирионов ретровирусов сарком [Duesberg Р. Н., Vogt Р. К., 1973; Tooze I., 1973; Kawai S. et al., 1976, 1977].

В некоторых опухолях при пассировании клеток in vitro образуются td-вирионы в результате частичной делеции онкогена [Wrigth P. J. et al., 1980]. Не менее убедительные доказательства участия онкогена в трансформации были получены в экспериментах на делеционных мутантах RSV, у которых отсутствовали гены gag, pol и env, но был сохранен онкоген — ген src+ [Martin G. S. et al., 1980]. Иными словами, примерно 1/5 части генома RSV было достаточно для индукции трансформации.

1 Килобаза — 1000 пар оснований.


«Онкогены и канцерогенез», А.И.Агеенко